Струнные XXI века – часть II

Продолжаем слушать мастеров – виртуозов струнных инструментов. На нашем проигрывателе — диски опытных, всемирно известных музыкантов.

Vladimir Spivakov «Maestro» (Мелодия, 5CD, 2015)
Юбилейный, изданный к 50-летию «Мелодии», пятидисковый бокс-сет Владимира Спивакова прекрасен во всех смыслах этого слова. Комплект называется «Маэстро Спиваков», альбомы это определение подтверждают. На первом диске звучат фееричные записи, сделанные на конкурсе Чайковского ещё в 1970 году — пьесы и концерты Чайковского, Щедрина, Сарасате и Сибелиуса. Внимание захватывает взрывная ясность и образность. Невозможно представить более яркий старт альбома. Мощный звук, сыгранность Московского Филармонического Оркестра п.у. Юрия Темирканова оказываются точно впору таланту солиста. Но втором диске – вновь Родион Щедрин, в том числе, некогда популярнейшая в стране, бурно-романтичная, блестящая балетная оркестровка «Кармен-Сюита» — одно из знаковых произведений эпохи. Это записи середины 80-х, тут Спиваков уже – дирижёр. Третий CD – Моцарт. Образ Спивакова – музыканта, в общественном сознании, близок именно этому композитору и 28-я симфония и «Коронационная месса» классика звучат ожидаемо — напористо и духоподъёмно. Четвёртый диск – опять 70-й год, опять в руках маэстро скрипка. Звучат студийные записи, сделанные с пианисткой Викторией Постниковой, это музыка от калейдоскопа авторов от Локателли до Бартока, от Сезара Франка до Прокофьева. Выделяется резкая и резвая «Пляска ведьм» Никколо Паганини в обработке Фрица Крейслера. На завершающем, пятом компакте – миниатюры Шуберта и Венявского, Гершвина и Мийо – скрипка Спивакова тут экстравертна и уверенна. Диск — пиршество блестящего инструментала, взрываемое «хитами» — «Полонезом» Венявского и фрагментом из оперы «Порги и Бесс» Гершвина.
Комплект разноплановый, но альбомы объединяет внутреннее эстетство, понимание того, «что такое хорошо», это музыка красоты и энергичности. Это та вещь, которая встаёт в домашний архив и передаётся в будущее с уверенностью в том, что время, вот тут, у нас с вами, шло не впустую, не зря. Спиваков объединяет административные посты и музыкальный авторитет, он большой музыкант и человек, которого и правда, знают все. И таких у нас остались единицы. Эти альбомы – рассказ и об этом.

И.С. Бах «Шесть сюит для виолончели соло» — Даниил Шафран (Мелодия, 2CD, 2018)
Даниил Шафран – крупнейший виолончелист в истории исполнительского искусства не только позднего Советского Союза. Запись сюит Баха стала для знаменитого музыканта важнейшей работой. Альбом свидетельствует — он мог по-своему увидеть произведение известное и традиционно понимаемое. Сюиты приписывали к «инструктивной» — обучающей, формальной музыке, но великие музыканты, например, великий Пабло Казальс, записывая их, открывали такие глубины, о которых до того и не подозревали. В этом есть — тайна глубины, тайна искусства, тайна музыки — вообще.
Шафран смог сделать нечто подобное, но по-своему. Он знает, чувствует особую точку равновесия, раскрывает тайну в каждом нюансе, создаёт особую красоту. Виолончель Шафрана действительно поёт, это голос более поздних и менее суровых эпох. Романтичный звук подчёркивает особый взгляд — Бах получается не очень строгим, музыка словно чуть меняет смысл, иначе смотрит на время, на слушателя, картина становится другой – неожиданной, но по-прежнему прекрасной.

Moisey Weinderg «Concertos» (Мелодия, 2014)
В 2019 году исполняется сто лет (!) композитору Моисею (Мечиславу) Вайнбергу. Диск представляет концерты мастера. Первый концерт – Виолончельный, серьёзный, напористый — Cello Concerto in D Minor, Op. 43: Играет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижирует Геннадий Рождественский, виолончель — Мстислав Ростропович. Далее звучит меланхоличный и романтично-нервный Скрипичный — Violin Concerto in G Minor, Op. 67, в исполнении Московского камерного оркестра — дирижер Рудольф Баршай, играет Леонид Коган. И, в финале, – Концерт для флейты — Flute Concerto in D Minor, Op. 75, исполнители — Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижирует Кирилл Кондрашин, солирует Александр Корнеев. Записи, датированные соответственно 1961-м, 1964-м и 1968 годами, были сделаны в Большом зале Московской государственной консерватории.
В каждой записи участвуют великие, без преувеличения, музыканты, в разное время вынужденные уехать из Советского Союза. Альбом оказывается, в результате, утерянным и вновь обретённым сокровищем, передающим дыхание ушедшего времени. Музыка же Вайнберга непрограммна и некартинна, при этом, прекрасна, нервна и образна. Такие альбомы, напоминающие нам о блестящих композиторах, творивших в России актуальное искусство, и о блестящих музыкантах, исполнителях рассказывают про времена великих мастеров лучше, чем очевидцы и летописцы.

Liana Isakadze «Contrasts» — Sibelius/Schoenberg — Violin Concertos (Мелодия)
Название альбома очень удачно. Представленные композиторы – эстетически очень разные, на альбоме контрастными оказываются и техники, и психологии, и настроения. Скрипачка Лиана Исакадзе в сопровождении ГАСО СССР под управлением Александра Лазарева играет концерты — ярчайший опус финна Яна Сибелиуса (1980) и редкий концерт австрийца Арнольда Шенберга (1981). Последний требует особой работы и от исполнителя, и от слушателя. Исакадзе — единственный скрипач у нас, игравший, на момент записи, это произведение основоположника Новой венской школы, автора додекафонии и серийной техники. Диск звучит нервно, ярко и эмоционально, демонстрирует и даже подчёркивает контрастность и многополюсность высокого искусства прошлого столетия.