Миры Андрея Б.Разина

Пианист Андрей Б.Разин сочиняет и играет неоджазовую музыку, расположенную между утончённым композиторским творчеством и свободной импровизацией. Звучит она не обязательно сложно, но всегда образно и душевно. Андрей солирует в ансамблях со звёздными виртуозами, играет соло, но главное дело его таланта — виртуозное трио «Второе приближение» (The Second Approach Trio).

Andrei Razin «ARSolo» (Solyd Records, 2011)
Слушая уже довольно давнишний, сольный альбом Андрея, трудно провести границу между его академической и джазовой составляющими. Но, в любом случае, джаз тут строг и умён, а классика – раскована и импровизационна. Именно объединение этих сторон таланта композитору помогают создавать позитивную, жизненную музыку — не конкретно-сюжетную и не абстрактно медитативную, а чувственную и разумную.
Разин — выпускник Московской консерватории по классу композиции Тихона Хренникова, в околоджазовой тусовке он — звезда. Музыкант словно рисует звуком и гармонию тут не надо искать – она сама вас найдёт. В названиях пьес рядом оказываются Пьеро и Арлекин, создавая образное поле, в котором и реализуется талант Андрея.
Границы жанров сейчас стали рыхлыми, их захватывает, как ржавчина попс. Его нам несут люди, нередко просто не понимающие, зачем эти границы нужны, что такое культура. Но такие люди умеют сделать «приятно» непритязательной публике. Исполнители же, подобные Разину, такие, которые идут от академической школы, но умеют создавать комфортную музыкальную атмосферу и, при этом, соответствовать авангардным устремлениям – большая редкость и большая ценность.

Андрей Разин и Олег Юданов. «Между потоками» (Артсервис, 2016)
Серьёзное отношение Разина к музицированию ясно уже по названиям таких композиций, как «Пролог» или «Прелюдия и токката». Андрей Б.Разин управляется с фортепиано и перкуссией, барабанщик Олег Юданов (ударные, перкуссия, стул), участник легендарной джаз-группы «Архангельск» и многих других проектов, играет всегда креативно и ярко, создаёт дополнительное измерение восприятия музыки. У записи заметен эмоциональный диапазон, например, после трека «Самодостаточность» (тут осмелимся добавить ещё один, менее толерантный, вариант перевода латинского названия «Sapienti Sat» — «Для умного достаточно») идёт расслабляющая и почти ликующая тема «Чувство весны».
Представляет музыкантов саксофонист Алексей Круглов, запись была сделана в 2013 г., на одной из его любимых концертных площадок, в Кафедральном соборе св. Петра и Павла на II фестивале издательства «Лeo Рекордс». Альбом вышел в серии «Джазовые виртуозы. XXI век», всё это описывает особое отношение к происходящему. Андрей и Олег внимательны друг к другу, это формирует ситуацию, когда хорошо всем – и слушателям, и музыкантам. А уж показать на этом фоне и виртуозную удаль, и умение – для мастеров настоящее удовольствие.

The Second Approach Trio «Rezi Vár» (Fancymusic, 2017)
Альбом новоджазового трио The Second Approach Trio несёт дух и настроение Венгрии, в которой он, собственно, и записывался. Начинается фонограмма с гулких шумов, звучат вокальный фри-скэт, фортепианные аккорды. Сложно представить эту музыку, как функциональную, её необходимо слушать, каждый шорох/звон звуковой картины, каждый изгиб вокала важен.
Диск создавался во время пребывания артистов в посёлок Rezi, у озера Балатон. История тех мест отразилась и в названиях композиций «Betyár Csárda» (разбойничья таверна), «Petőfi Waltz», «Рaprika Blues». Уж чем-чем, а мистикой и тайнами венгерская земля не обделена, но российские джазмены: лидер группы, композитор Андрей Б.Разин, вокалистка Татьяна Комова, контрабасист Игорь Иванушкин — не идут по следам вампиров и не танцуют венгерские народные танцы, их альбом – мечта, грёза, воспоминание. Может быть, о легендарной истории таинственного древнего замка или о дыхании балатонских туманов. Альбом вечерний, раздумчивый. Танцевальность в нём если и присутствует, то, пожалуй, лишь как приглашение к танцу.

«Второе приближение» «Обэриуты» (ArtBeat Music, 2018)
Альбом — замечательная запись трио «Второе приближение» (англ. The Second Approach Trio), в которое входят пианист и композитор Андрей Б.Разин, Татьяна Комова (вокал, перкуссия) и Игорь Иванушкин (контрабас) — со знаменитым саксофонистом Алексеем Козловым, посвященная трагической истории художественного объединения ОБЭРИУ, все участники которого были репрессированы в 30-х годах прошлого столетия.
Идея Козлова записать диск с текстами Николая Олейникова и Николая Заболоцкого, как оказалось, смогла быть реализована только со «Вторым приближением» — у этих мастеров хватило фантазии и музыкальной свободы, которые требовались для решения этой задачи. Фонограмма записана 19 ноября 2008 года в ЦДХ, в ходе литературно-музыкального спектакля «Юмор абсурда», но процесс издания шёл непросто. Альбом десять лет лежал в архиве, т.к. велись долгие переговоры с юристами и поиски наследников. Теперь альбом вышел и отдельно, и в составе юбилейного бокс-сета «Второго приближения» — «Time Axis», выпущенного к концертному туру трио, отмечавшего им своё 20-летие. В бокс также включены двойник «Selected Works» и альбом «A Day For Dave» — посвящение великому джазмену Дэйву Брубеку.
Вещи же на стихи обэриутов «Меркнут знаки зодиака», «Птицы», «Муха» «Слепой» показывают и хрупкость, и трагизм , и иронию – многое из того, чего так не хватает уже нашему времени. Особенно запомнился трек «Некрасивая девочка» (стихотворение Николая Заболоцкого) наполненный чувством и создающий ощущение чего-то волшебного и тайного. Образы, идеи поэтов-обэриутов нашли себя в творчестве обэриутов-музыкантов.