Константин Кокоуров «Notes» (Evidence Classics)

Записаннный в Германии и прекрасно изданный во Франции, альбом, живущего в Хорватии, иркутского композитора раскрывается не сразу. Он, как хорошее вино, как непростой человек, как детали того, что с нами происходило в прошлом. Его нужно слушать. Нужно подождать, посмотреть вокруг, вписать услышанное в контекст и оно приобретает особое дыхание.

Саунд альбома делал трехкратный победитель Grammy Тобиас Леманн. Играют пианист Павел Шатский и оркестр Scoring Berlin под управлением Бернарда Вюнша. В записи участвовали солисты Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова под руководством Евгения Волкова. Композитор Константин Кокоуров любит тяжелую музыку, и пишет пьесы для фортепиано и оркестра, возможно, держа в уме соло-бури электрогитары и рвущий слух гроулинг. Впрочем, фортепиано и оркестр  способны выразить абсолютно всё, что в человеческих силах услышать, в ЕС, например, даже есть закон, регулирующий громкость звука симфонического оркестра, во избежание травм у слушателей – рок тут отстаёт.
Романтизм и торжественность ясных, не требующих многослойных расшифровок музыкальных образов, вписаны в архитектуру альбома, в достаточно стройное звуковое пространство. Стороны винилового диска повторяют схему расположения пьес. Первую открывает грозно шагающий оркестр в «Flaming Sun», далее идёт более спокойная «Whirlwind», затем состредоточенная и нервная «In the Witch House», размышляющая и лирическая «Elegy Within», В середине второй стороны подряд звучат фортепианные пьесы. Сам композитор выделяет «Ice Cave» — психоделичную, изменчивую и играющую красками, неоднозначную и далёкую от приглаженности неоклассики копозицию, а за ней звучащий торжственно «Waltz of Memoirs».
Их обрамляют две самые важные композиции альбома, выпущенные в виде синглов. Сторону отрывает «Voices of Siberia» — торжественно масштабная и неспешно мелодичная, ставшая основой клипа, снятого на Байкале режиссером Юрием Волевым. Это, очевидно, и мысль о родине копозитора. Динамичная и разнообразная, играющая красками оркестра «Air» (Jason Becker’s cover) – симфоническая поэма-кавер на композицию знаменитого рок-гитариста Jason Becker, больше 20 лет страдающего болезнью Лу Герига. Он полностью парализован, создает музыку движением глаз с помощью специальной программы… Не слышащий, но всё чувствующий Бетховен сморит на это с небес, понимающе качая головой, а я не знаю, чего в этой истории больше, серьезности и творчества — для классики или пламени человеческого духа и жизненной силы – для рок-н-ролла. Ситуация имеет и вполне практическое воплощение — средства, полученные от продажи и прослушивания этих композиций перечисляются в благотворительный фонд «Живи сейчас».
Музыка Кокоурова боевитая и нервная, она с кулаками, она не боится быть героической и размашистой, она не стесняется себя и этим идёт поперёк трендов. Она не имеет отношения к модным тенденциям — ни к минимализму, ни к раскрученному бренду «группа с оркестром», ни к неоклассике, завоёвывающей всё большее жизненное пространство. Выскажем предположение, что Кокоуров из редких музыкантов, не считающих, что академический язык исчерпал себя, что образная сфера, принятая за абсолют предыдущими поколениями, закончила своё существование и надо формировать некую новую. Ведь если академическая музыка естественным путём проникает в рок-среду, то обратное движение формально. И Константин делает новую музыку, не забывая про ту, которая была раньше.
Это похоже на магистральный путь цивилизации, которая сейчас выбирает из двух зол —  встать ли ей  с ног на голову, делая вид, что это новая поза и прогресс, или искать новое вино в старых мехах, новый дух в известных истинах. Тенями, словно за занавесом, проходят мистика Вагнера, мятежность Бетховена, напористая торжественность «Могучей кучки» – все эти люди, как представляется, не потерялись бы в рок-эпоху, в их музыке, как и в музыке альбома, романтично сплетаются страсть, знание и желание выразить и себя, и своё время.