Вконец обленившаяся рок-цивилизация сидит и ждёт, когда же появятся новые гении. А появляются совсем не гении и совершенно в других местах. Мы не будем больше ждать, сегодня же послушаем сравнительно недавние работы проверенных гениев прошлых эпох. Не юных, что тут скрывать, но безупречных – технически, эмоционально, стилистически – музыкантов. У них можно учиться хорошему. Ещё не поздно.
Soundwalk Collective feat. Patti Smith «The Peyote Dance» (2019, Bella Union)
Альбом – поклонение актёру, литератору и безумцу, создателю «Театра жестокости» Антонену Арто, написавшему книгу «D’unvoyage au pays des Tarahumaras» (англ. «The Peyote Dance») в ходе знакомства с культурой галлюциногенных растений Центральной Америки. Открывается же трек-лист вещью «Una Nota Sobre El Peyote» с участием мексиканского актёра и продюсера Гаэля Гарсиа Берналя, известного по сетевому телесериалу «Моцарт в джунглях». Группа экспериментаторов-авангардистов Soundwalk Collective, которую приписывают равно и к Берлину, и к Нью-Йорку, играет музыку – минималистичную и сдержанную, импровизационную и образную – устраивает ритуальные танцы вокруг психоделического кактуса пейота.,частично запрещённого даже в Штатах.
Но читать стихи-то не запрещено! Поэтому сверху всего этого великая панк-дива Патти Смит, которая и сама – проверенная колдунья, читает сюрреалистичные и жутковатые тексты Арто, рассказывая про язык Ralámuli и погибшую цивилизацию. Результат – трансцендентная мелодекламация, шаманящий авангард, native-психоделика, искусство нашего века, ныряющее в бездонный океан индейской культуры.
Ian Gillan And The Javelins «Raving With… » (Ear Music Classics/ Edel Germany GmbH, 2019)
В этом тексте очень хочется обойтись без банальностей типа «молодёжный драйв». Вокалист Deep Purple Ян Гиллан вполне по-стариковски никуда не торопится. Великий рок-вокалист пошёл проторенным путём – собрал старый состав своей старой группы. Он воспринимается как угодно, но не как исполнитель лёгких рокенрольчиков, хотя он всегда их пел, да и джазом, который расположен где-то рядом с этой эстетикой, баловался.
Когда-то это был нормальный темп, это теперь пришла эпоха быстрых электробарабанов. Ян же предлагает честный рок-н-ролл, без каких-то беспределов. Вот они точно – остались в 60-х. Он по прежнему хорошо поёт чужие хиты, причём издание не запаривается на указание авторов. Немного улучшим ситуацию. Трек-лист стартует с незабвеннйой «Too Much Monkey Business» Чака Берри, «Love Potion No. 9» группы The Clovers. известной по варианту The Searchers или «Money (That’s What I Want)», тоже ставшая как-то кавером The Beatles, «You Really Got A Hold On Me» от The Miracles, которую многие тоже помнят и любят у Битлов, ну и «Roll Over Beethoven» опять Берри, опять The Beatles – куда ж без них в разговоре про те годы.
The Chick Corea + Steve Gadd Band – «Chinese Butterfly» (Stretch Records / Concord Jazz, 2017)
Музыка альбома словно говорит музыкантам «спасибо!», звучит просветлённый фьюжн родом из 70-х годов. Хотя Гадд и Кориа ранее никогда не записывались вместе, альбом всё равно оказываеся итогом пятидесят лет, которые музыканты периодически играли в разных проектах. Первая вещь первого диска называется «Приятели Чика» и начинается она с бодрого барабанного брейка, потом группа показывает себя во всей красе – в эстетике и в стиле знаменитого клавишника. Лидеры семидесяти лет от роду поначалу не бушуют и не хвастаются умениями, но на пьесе «Like I Was Say» словно делают шаг вперёд, играют заметно и мощно.
Вторая пластинка служит как бы расширением, развитием темы, отметим вещь «Gadd-Zooks», а в самом начале идёт эпохальная «Return To Forever» с гостевым вокалом Филипа Бейли из Earth, Wind & Fire. Также на альбоме поёт и играет прекрасный гитарист из Бенина Лайонел Луке, саксофонист и флейтист Стив Уилсон , басист Карлитос дель Пуэрто (Куба) и перкуссионист Луисито Кинтеро (Венесуэла). То, что делает Кориа – он делает много лет, музыкант склонен к изысканным коллаборациям и интересно узнать – были ли вообще у него неудачные опыты на этом пути.
Santama «In Seartn of Mona Lisa» (Concord Records, 2019)
Этот EP – преамбула альбома «Africa Speaks», который записан с Риком Рубином. А «In Seartn of Mona Lisa» – можно понять и как противостояние знаменитому продюсеру, над ним работал продюсер Narada Майкл Уолден. Он предъявялет все козыри – и узнаваемое чудо сантановской гитары, и разнообразные ударные, и эксклюзивы и мерцающий, джазовый на «Lovers from Another Time», звук басиста Рона Картера.
История названия релиза такова. Сантана в Лувре насмотрелся на шедевр Леонардо и, сравнив его с Beyoncé, Taylor Swift, Rihanna и Adele, со стариковской иронией задумался, а смогут ли современные поп-дивы удержать всемирную популярность столько веков, сколько это делала героиня знаменитой картины. Музыкант не сделал прямого вывода, что дескать, Мона Лиза круче, вроде бы и так всё понятно. Музыка же на релизе привычна для Сантанаы, звучит латинский, шикарно прописанный рок с плачущей гитарой, собственным уникальным ритмом и особым очарованием.
Comments are closed