Давно не получал такого удовольствия, прочитав слово «манифест»! Именно так определяют формат альбома питерских и московских композиторов – сборник современной камерной музыки. Сочинения записаны впервые, альбом – заметный пункт в жизни актуального искусства.
Питерский оркестр «Дивертисмент» играет музыку современную – академическую так, будто это – волшебство понятное и нужное. Она кажется прекрасно-статичной, на самом деле, она предлагает движение, но на более высоком энергетическом уровне. Это динамика трудноуловимая и не всегда осмысливаемая, и так как ощущается иногда инстинктивно.
Открывает программу произведение Настасьи Хрущёвой – «Книга печали и радости» для двух скрипок, струнных и фортепиано. Эти печали и радости – не просты, они словно прячутся, выглядывают одна из-за другой, не дополняют, а существуют вместе и всё это ходит по кругу в бесконечном движении. Повторяются напряженные ритмические структуры с нервничающими струнными. Хочется расставлять темпы и пометки, как на полях любимого дневника, «тревожно и легко», например. Звуки скорее созерцательные, без истерик и без стремления разделить с кем-то своё чувство. Представляется важным, что ощущения возникают не кристально чистые, радость суетлива, будто с тёмными тучками на фоне, да и не понять, что это же там за фон. Это такая прекрасная неопределенность, ветреность и взволнованность.
Альтернативно звучит драматичная «Пассакалия» Сергея Ахунова, в ней нет нервности, но невесёлое размышление присутствует. Это, как взгляд назад, игра с тенями, но не прятки, а шахматы на бесконечной доске, не предполагающие побед и поражений, а только радость от встречи с неизвестным. Такое понимание поддерживает органная сдержанность оркестра.
Следующая, словно переливающаяся, тающая, заглавная – для альбома – пьеса Анатолия Королёва. В ней бесконечный поиск. «Баланс белого» – звучит поэтично, но имеет конкретный практический смысл для технологий передачи изображений и означает соответствие выбранной цветовой гаммы произведения гамме изображаемого объекта. Он как бы подтверждает «правду» в искусстве, «правильную» передачу цвета. Дело изначально хоть и индивидуальное, но важнейшее. Вот звук в этой пьесе и ищет свою правду, кажется, порой, кажется, заходит в тупик, но ищет опять.
Тонкая ткань «Искусства ассоциаций» Сергея Ахунова – показывает источники вдохновения, силы, творческой энергии, дыхания. Произведение состоит из нескольких слоев, которые раскрываются медленно, как во сне. Ахунов хранит настроение и воспоминание о классичности формы и действует успокаивающие, но не созерцательно, а отстранённо. Форму определяют «Прелюдия», «Интерлюдия», «Постлюдия» – размышления, между которыми идут почти без перерыва пьесы с уникальными названиями, отсылающими к важнейшим произведениям гениальных музыкантов, обязывающие и программирующие. Среди них тонкая тревожная пьеса «Бах: Ария», затем, лёгкая нежная «Моцарт: Адажио», спокойная и созерцательная «Шуберт: Фантазия». Между ними расположилась, как символ современности, тишайший и глубокий, но заканчивающийся взрывом «Пярт: Fratres». Пьесы разные, но воспринимаются в единстве, но это не симфония, не завершённое высказывание. И финальная «Постлюдия» звучит уже совсем не умиротворяюще.
Произведения этого альбома могут, как кажется, прозвучать в вариантах для органа, в них есть особая, строгая и организованная свобода духа. Музыка не дидактична и не героична, не романтична, и не трагична. Это можно понять и как удаление от безмятежного релакса и как приподнятость над мирским, поиск новой одухотворённости. Под эту музыку нельзя маршировать и танцевать, её странно услышать не только в ресторане, но даже, пожалуй, и в чилл-ауте. То, что такое творчество звучит всё чаще и заметнее, очень хочется считать тенденцией – новое умение уйти от суеты смыкает творчество современных академических композиторов с музицированием времен барокко.
Comments are closed