«Машина Времени». Часть вторая «Игра в бисер» (Еловая Субмарина)

Перед презентацией в ММДК, мы посмотрели двухсерийное продолжение фильма Александра Липницкого, рассказывающего историю популярной группы. Картина принципиально отличается — и настроением, и подходом к материалу и от многих современных биографических и исторических, и от ложно-художественных киноповествований, рассказывающих об эпохе подъёма рок-музыки в нашей стране.

Первая серия фильма вышла в эфир в июне 2019, в день 50-летия группы, тоже на канале «Ностальгия» — в проекте «Еловая субмарина». Тема новых серий  – 80-е, самый, наверное, непростой период в карьере «Машины времени», когда команда со скрипом и стоном, теряя тысячи ранних поклонников и приобретая взамен миллионы новых, переходила на официальные рельсы – и делала это первой из команд подобного масштаба. Фильм сосредоточен на трудностях и проблемах группы во времена полных стадионов и, одновременно, реальных гонений на рок-н-ролл. Жизнь «кипела», менялись генсеки, именно тогда были заведены дела на Жанну Агузарову, Алексея Романова и тогда же состоялось относительное, но признание «Автографа» и Криса Кельми. Звучит фраза — «вхождение Машины в мир официоза прошло безболезненно…». Это тема, на самом деле, жесточайшая, серьёзная – можно ли, уходя из андеграунда, забрать с собой свою душу… Гастроль с Иосифом Кобзоном, о которой не без удовольствия рассказывают обе стороны – подзабытый и, по-своему, прекрасный эпизод на этом пути.

{youtube}iMNPi5iLbAY{/youtube}
1 серия

Вектор развития «Машины» виден. Рассказ про легендарный фестиваль «Тбилиси-80» показывает уровень кипения нервов и событий. Макаревич говорит про тяжелые последствия, но, по итогам феста, вышел сборный альбом, который был продан фантастическим тиражом, а в газете МК «Машина» стала лидером хит-парадов. Липницкий отмечает, что именно тут разошлись пути команды с «Аквариумом», который остался в андеграунде. При этом, восторг Бориса Гребенщикова, при оценке музыки москвичей, смотрится совершенно адекватно.

{youtube}KQL9sxAty84{/youtube}
2 серия

Фильм иллюстрирует время цитатами участников событий от Юрия Саульского и Стаса Намина до Александра Ситковецкого и Александра Мелик-Пашаева. Центром спора становится рассуждение Александра Градского – дескать, это «Машина» «виновата», что поколение русских рокеров 70-х, яркое и виртуозное, просто исчезло! Почти исчезло, да… Градский считает, что «Машина» оказалась слишком хороша (sic!). Её популярность, примат философичности красивых образов над виртуозностью и концептуальностью, повлиял на формирование и развитие стиля во всей стране. Но известные музыканты не согласны – и спорят с вокалистом. Нам же достаточно посмотреть на то, как менялись рокеры того поколения, которые остались «на гребне волны»  – Юрий Антонов, Юрий Лоза или «Автограф», например.

{youtube}0I2lQVk7u_s&t{/youtube}
1-й фильм

Спокойная, повествовательная интонация определяет и настроение фильма и тематику мыслей. Куда пошла музыка в стране, известно. Но Макаревич и Ко делали своё дело так, что условный молодой человек начинал, иногда впервые в жизни, чувствовать себя, свою душу и свою личность — когда их слышал.

Так кто же играет в бисер? Напомним, эта игра — аллегория, образ истинного искусства – не привязанного к трендам материального, суетного мира, не отрицающего, а просто не зависящего от них. Группа Андрея Макаревича всегда разная, но остаётся собой, а на этом фоне меняется калейдоскоп — коллег по жанру, пытающихся понять происходящее журналистов, фанатов и даже общественно-политических строев. Цивилизации осыпаются, «Машина» продолжает движение. И, может быть, мы не понимаем пока ни его смысл, ни смысл названия группы. Не об этом ли говорит фильм Липницкого?

=======================================

14 марта 17.00
Александр ЛИПНИЦКИЙ — Презентация фильма «МАШИНА ВРЕМЕНИ» Игра в бисер»
16.00 – демонстрация первой части фильма о МАШИНЕ ВРЕМЕНИ «Вино из одуванчиков»».
ММДК, Кутузовский проЕЗД, 4, м.Парк Победы, Кутузовская