Прощальная прогулка на Еловой субмарине

Перед показом 4 апреля в 17:00 в ММДК фильма погибшего культуролога, музыканта, журналиста Александра Липницкого вспоминаем нашу рецензию на его фильмы и на ожидаемую картину — про московскую рок-группу «Звуки Му» и на фильм про легендарный питерский «Аквариум» — они были показаны в цикле телепрограмм «Еловая субмарина» на канале «Ностальгия».

Звуки Му «Еловая субмарина» (Отделение ВЫХОД, 2006/2014, ограниченный тираж 500 экз.)
Выпущенный к 30-летию группы – в 2014-м рассказ про группу, про её яркого лидера, создавшего новый тренд в национальной рок-эстетике, но однажды попрощавшийся с золотым составом. «Русская народная галлюцинация» выступает на «Музыкальном Ринге» и Горбушке, в своей школе и в МЭЛЗе на презентации фильма АССА. Рулит забытый уж, кажется, бытовой сюрреализм, доведённый до абсурда и роднивший группу с советской действительностью и выбрасывающий её из постылой реальности.
Самое удивительное тут — это улыбка Мамонова. Этого в его образе на поздних этапах нет. Основной же спикер – клавишник Павел Хотин, до сих пор поддерживающий самые странные и крутые проекты. Мамонов в фильме очень разный и такой, каким его уже забыли — с бородой, в красивых пиджаках. Мамонов, уходящий в кино и театр, вызывает особые интонации у Липницкого, который рассказывает, что же стало понятно Петру Николаевичу после реанимации.
Фильм словно «сам» говорит про значительную часть жизни, про время, не только словами, но соотношением, столкновением событий и судеб. Интересно, что в обеих группах обзора (и в «Аквариуме», и в «Звуках Му») играл Александр «Фагот» Александров. Он тоже даёт интервью в обоих картинах и объясняет, почему он уходил из групп, которые стояли на пороге популярности. А «Еловая субмарина» тем временем получается рассказом про то, что же это такое — «настоящее».

Аквариум «Еловая Субмарина» (Отделение ВЫХОД, 2xDVD, 2007/2017)
Фильм про «Аквариум» выпущен к 45-летнему юбилею группы. Он напоминает про естественные, интересные, а не раскрученные поводы и темы. Например, культуртрегерство Гребенщикова – полностью отсутвующая краска при обсуждении нынешней сцены. Художественная среда времени рисуется образами — от Ильи Смирнова, американско-подданных девушек Джоанны Стингрей и Марины Алби, и, вплоть до танцев в советскую эпоху в шведском консульстве — тамошнее легкопьяное самовыражение группы питерских рок-звёзд не похоже более ни на что.
В каждом интервью — новые очарования и новые разочарования, у каждого свой образ и своя философия. То, что Липницкий процесс не просто знает, он не просто свидетель, он – его часть, помогает взять, как правильную ноту, редкую для наших музыкальных проектов интонацию — создать ощущение доверительности и душевности, более, чем уникальности и фееричности.

Взято из Прогулка на Еловой субмарине