Грани независимости

Многие музыканты работают на грани независимости и формата. В них совмещаются дух альтернативы и эклектика поп-музыки, в этом их переходном состоянии, качестве ищем и находим хорошее = настоящее. Опять убеждаемся — всюду жизнь.

Конец фильма «Ретроградный Меркурий» (Е.С. Феклистов)
Название альбома говорит о противоречивости происходящего в творчестве лидера группы Евгения Феклистова. Его известные хиты «Жёлтые глаза», «Ночь Одиночество», «Пуэрториканец», «Машина цвета Валентино», «Джо», альбом «Саундтреки (До свидания, невинность)», телехит «Юность в сапогах» определяют почётное место проекта на поп-рок небосклоне и предполагают успешность концертов. Он, казалось, удивлять и не должен — зачем? Но Евгений удивил!
Хард-глэм первой вещи «Снег», сразу, в начале альбома, заставит повернуть голову. Рвано-хриплый вокал, напоминает чуть ли не Slade, фиксирует внимание и дарит надежду на «тру-рок». Она, надежда, оправдываются не полностью, напор и жар постепенно спадают. Предположим, что слушательская аудитория при этом расширяется. Процесс идет постепенно, следующая вещь «Royal Bikini» сделана словно с ориентацией на рокапопс, хотя гитары стараются, вспоминают предыдущий трек и бушуют. На композиции «Пистолет или яд» появляется певица Bosaya. Выбор, содержащийся в названии песни, заставляет вспоминать некоторый вещи из раннего репертуара певицы Галины Босой, ориентированного тогда на внутренний рынок. Сейчас она делает более интернациональный продукт, но, как и прежде, способна придавать драйв всему, за что берётся – и тут использует отлично звучащий высокий регистр вокала.
В песне «Ток» рулят привычные, неторопливо качающиеся ритмы. Они поддержаны и продолжены в песне «Живая музыка» — дуэтом с Сергеем Галаниным. Парни режут правду матку, как положено русскому року. Но и эта нота далее не становится основной, желание играть с напором, со сложными смыслами на этом заканчивается. В вещи «Соберёмся» участвует Томми Нокер — лидер группы «ТОМиНОКЕРЫ», наследующей роману Стивена Кинга. Затем идёт заглавная композиция с припевом «…как объяснить тебе, безграмотной дуре, что во всём виноват ретроградный Меркурий», трактуя неблагоприятный астрологический аспект достаточно жизненно и даже бытово. Феклистов — рокер не «юный», но выбрать какой-то один стиль не посчитал важным или нужным и получил, в результате. на удивление адекватную и актуальную картинку жанра. Альбом оказался жизненным и живым, но весьма эклектичным и, при этом, парадоксально искренним, т.е. художник так видит мир вокруг? Окей!
И в заключение поговорим про Меркурий, как про образ. Если представить его, как некий дух, объединяющий песни альбома, то он традиционно быстр, успевает всюду, мучает окружающих своей непоследовательностью, вроде бы попадает в несколько целей, это кажется балансом на нескольких стульях или в нескольких форматах. Теперь нужно, чтобы разрозненная аудитория не заблудилась в этих аспектах и услышала хорошие песни.

Волга Волга «Гуси Лебеди» (Музыкальное право/Moroz Recotds, 2020)
«Волга-Волга» это, напомним, олдовый советский фильм, покорявший непринуждённостью «социалистического» позитива. Но, когда картина заканчивалась, приходила мысль, что «на самом деле», в жизни вокруг всё как-то не так, как в кино. Ситуация же на экране была похожа на пёструю, танцующую витрину и оставляла привкус позива, как и положено сказке.
С группой из Казани, носящей такое же знаковое название, дела обстоят, пожалуй, наоборот. Афиша у них столь же веселая, как и то, что находится за ней. При сохранении позитива, народности, бойких духовых, живого драйва и всего прочего — сопутствующего, музыканты «Волга Волга» вовсе не стараются дразниться, задевать, пошлить, не строят страшные рожи, как принято в «актуальных» жанрах. То есть, не делают то, что, вроде бы, называется теперь «продвижением поп-музыки на рынок». Тут же «просто» поют весёлые песни —  лихо и радостно. Репертуар группы предсказуемо находится в ротации на радио «Шансон», вещи звучат в саундтреке к сериалу «Дальнобойщики 2», композиция «Лютая» вошла в саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Война», то есть, когда режиссеры хотят показать «народ» — у них в голове звучит нечто подобное?
Это не так далеко от реальности, такая музыка – витамин для общения. Этот стиль у нас, похоже, вечен, его полюса от «Ленинграда» до ДДТ легко в нём объединяются, и появляется то самое море позитива и настроения, музыка, под которую хорошо что-то выпивать и как-то танцевать. Эта музыка плюсует и нивелирует таланты участников всех этих процессов и делает всем хорошо.

Нервы «Слэм и депрессия» (Навигатор Рекордс, 2019)
Комментаторы отмечают, что шестой альбом киевской рок-группы распадается на две непохожие части. Первая — резкая и роковая, с подростковыми страданиями, бодро жужжащими гитарами, довольно тяжелым звуком и хорошо описываемая словом «слэм» в названии. Рулит более чем понятная мысль – «Всё не так!» А вторая, это, очевидно, слово «депрессия». Вечно актуальные романтические чувства героя тут более соответствуют нервному вокалу лидера группы Жени Мильковского.
Вещи «Магнитные бури» и «Так как надо» звучали на концертах и ранее, Впрочем, «Слушать сердце» центральная вещь, говорящая про современность. Романтичность к финалу альбома берёт верх. Неожиданная «Кому ты звонишь» — это «просто песня», ну а в финале «Боль осталась». Что ж, боль иногда бывает навсегда…
Ненормативная лексика мелькает в обеих частях, оригинального звучания, которым был славен украинский рок еще в 90-е, тут нет, но комбинация лирического настроения и высокого нервного вокала, сердитых гитар и резких речитативов продолжает линию, эстетику особого настроя и энергетики.


Markscheider Kunst «Freedom» (Markscheider Kunst, ???)
Ска у «Маркшейдеров» ощущается, как самый настоящий — «тот самый», несмотря на локацию команды в северной столице. Оттенки свободы в новом альбоме культовой формации выдают единое пёстрое настроение лёгкого и озорного тепла. Но всё же веселье у группы каким-то поверхностным и безоглядным не назовёшь, знатные питерские энтертайнеры предлагают уверенный кач. Представители самой солнечной музыки проявляют обостренное умение игры на инструментах и позитивную увлечённость, самозабвенность в соло-фрагментах. В музыке царят спокойная лёгкость и разреженность нюансов, среди образов альбома запомнились Old Schul (в песне «Я – ортодокс») и Вася В. (известный персонаж, названный тут ласково – «Кирпич»). Группа радостно смеётся над уходящими временами, но она и сама существует не первый десяток лет, поэтому такое настроение вполне можно понять и по разряду самоиронии. Впрочем, такие ритмы звучат в российской рок-тусовке давно и нередко ведут к разговорам на весьма серьезные темы, потому что музыка такая  — задевающая.