«Зартипо»: разговор в стиле хэви-индастриал о бесконечности Вселенной

Фееричное шоу космического прогрессива – так можно назвать программу, сложную и по задумке, и по воплощению, которую представил  проект «Зартипо».

Группа появилась в 1988 году в Минске и получила название по случайно сказанному слову, которое потом обрело несколько разнообразных расшифровок и объяснений – в разных странах и на разных языках. Играла на фестивалях, сотрудничала со многими звездами белорусского рока, например, с Леонидом Нарушевичем (1964—2019), лидером проекта «Князь Мышкин», который даже выпустил альбом с созвучным названием «Горячий финский зартипос» («Геометрия», 1996/2004). На данный момент «Зартипо» – one man band, единственный участник проекта – гитарист Андрей Иванов.

Концерт Зартипо в ММДК  сразу удивил – и шквалом энергии, и качеством, разнообразием бэкграунда. Это был вечер рок-гитары без намёка на компромисс. Звучало мощное соло, перманентный звуковой взрыв – не было благозвучности и желания угодить, но и никакой борьбы с гармонией восприятия, панка и озорства тоже не было. Внезапные инструментальные мелодичные вставки, чуть ли не «плясовые» фрагменты и хэви-риффы переходили друг в друга и столь же легко улетали в авангардный рок и тонули в звуковом напоре. Саунд-дизайн претендовал на отдельное произведение – в одной из частей, например, это была свободная импровизация на восьми виртуальных синтезаторах в MIDI-секвенсоре – весьма уместный вариант для прог-сюиты.

{youtube}I5lN86KjAZc{/youtube}

Образ, и визуальный, и музыкальный, довершала массивная аналоговая саунд-лаборатория – уникальный комплект винтажных секвенсоров и синтезаторов, доставленный из столицы Беларуси в нескольких огромных чемоданах. Иванов вдохновенно управлялся с электронным агрегатом, и создавалось ощущение, что контрастным композициям подыгрывал оркестр перкуссионистов и клавишников. При этом гитарист не принимал эффектных героических поз, не стремился покорять скоростью игры, но на глазах публики формировал особый звук и дух, свою Вселенную, и захватывал, затягивал в неё присутствовавших.

Важнейшим аспектом шоу стало специально спроектированное видео – сочетание динамически, а-ля калейдоскоп, менявшихся узоров и панорамных пролётов над полуразрушенными космическими сооружениями, напоминающими футуристическую эстетику иллюстраций к журналу «Техника молодёжи» 70-х годов прошлого века. Объектив никогда не заглядывал внутрь этих объектов – музыка и видео были бурным, нервным, но – только наблюдением за происходящим, без анализа и выводов. Видео же не стремилось стать иллюстрацией звука, их взаимосвязь была сложнее, психоделичнее. Музыкант на экран поглядывал, то есть музыку с изображением соотносил и превращал шоу, по его собственному определению, в «перпендикулярное сюжетное действие».

{youtube}dQd29WzTmU0{/youtube}

Беларусь ассоциируется с известным кругом социальных и политических вопросов. Особое, многогранное мышление, необходимое для создания такой музыки, заставляет задуматься о влиянии государственного устройства на процессы творчества. Но разве время гитаристов-героев не прошло? Разве «актуальное» клиповое сознание в состоянии воспринять длинные и креативные соло? «Зартипо» не согласен с такой постановкой вопроса и предлагает насыщенное музыкальное действо, уходит в авангардный рок, оставаясь «космическим», т.е. подсознательно (или надсознательно) сюжетным и приключенческим.

 

«Шоу-Зартипо» – больше двух часов гитарного урагана, индустриально-гитарное фэнтези, или, как говорит сам музыкант, «трёхмерное фрактальное космическое путешествие звуковых объектов зартипо». Результат можно воспринимать как хэви-индастриал-лекцию о бесконечности Вселенной, её жестокости и её гармонии, и одновременно как шаг по заманчивому, давно и для многих, пути совмещению импровизации звука и света. У Иванова словно возникает иная звуковая реальность; уход в метафизику; освобождение психоделических идей и настроений. Концерт напомнил, что шоу гитаристов-виртуозов в тяжёлой музыке не редкость – можно вспоминать проекты Стива Лукатера и Стива Вaя, Александра Ситковецого и Александра Кулака, Владимира Рацкевича и Ивана Смирнова. История – продолжается.

Взято из InRock music magazine / Музыкальный журнал ИнРок – «Зартипо»: Перпендикулярная реальность /a>

 

Tags:

Comments are closed

Архивы