Интервью с Сергеем Чудо Зубаревым – автором-исполнителем (Пятигорск)
Беседовала Мария Жень-Шень
Скажи, пожалуйста, что это за место?
Мы сидим в мастерской. Можно сказать, в фарфорово-керамической мастерской, где изготовляем продукцию из фарфора, гончарные изделия, керамику. Делаем вазы, сувениры, «плавим» животных и панно, тарелки, и все это я считаю творчеством, а точнее, художественным ремеслом. Где работают и формовщики, и заливщики, и в первую очередь художники.
То есть это твой кабинет?
Это моя мастерская.
Ты исполнитель идеи художника или ты придумываешь их сам?
Изначально весь процесс работы исходит от моей мастерской. То есть я автор идеи. Мы с коллегой делаем формы, которые потом поставляются заливщику. Он заливает жидкую глину, и из этих форм выходят изделия.
Художники их расписывают, а я обжигаю. После этого мы выносим их на прилавки.
Это православный уголок или все-таки дом рок-музыки? Как ты пришел к вере и как получается совмещать рок и веру?
К вере осознанно я пришел к 27 годам. Искал себя долго, но православное христианство «зацепило» меня за душу и сердце. Я приостановил свои поиски, и мне хватает моей христианской веры.
А что касается моей мастерской, то все, что вот здесь прилеплено на стенах, это все, что мне нравилось, я сюда на стены лепил, чтобы это осталось как память. Люблю ностальгировать и вспоминать, откуда я достал те или иные афиши. Я хотел собрать фото и картины разных людей, чтобы они остались мне на память.
Я хожу по своей мастерской и каждый раз рассматриваю и вспоминаю. Это все подарки.
Получается, это настоящее арт-пространство, где ты создаешь работы. И эти люди, которые здесь запечатлены, навевают на тебя добро, позитив…
Даже из тех картин, которые могут быть несуразными, может выйти песня или стихотворение.
Очень много отсюда вышло стихов. Я, конечно, не поэт, и думаю, что связано написание с высшими силами. Потому что каждый творческий человек – это орудие высших сил.
Кто на тебя так сильно повлиял в плане творчества?
Истоки (я уже неоднократно говорил), что когда я слушал Высоцкого, то меня просто перевернуло с ног на голову, и я подумал, что именно он дал мне настрой для того, чтобы взять в руки гитару и начать играть.
После того как я уже мало-мальски научился играть на гитаре, я услышал Александра Башлачева. И он стал для меня вектором для написания песен.
В последнее время для меня являются отдушиной песни Ревякина.
Но при этом я постоянно что-то черпаю от Высоцкого, Башлачева. Каждую их песню я открываю вновь. Именно они дают мне почву для созидания дальнейшего. Думаю, что они со мной останутся уже до конца жизни.
Я не говорю, что кто-то на первом месте, на втором. Это ведь не соревнования.
При этом отечественный рок у меня на первом месте. Потому что от него я и отталкивался: и Цоя, и Кинчева, и Шевчука, Летова, Янки. Потому что я русский человек и больше понимаю подходы к написанию и философский подтекст. Иностранную я не слишком понимаю, потому что я не разбираю тексты, при этом слушаю ПинкФлоид, Леннона, Маккартни.
Из живых исполнителей кто вам нравится?
Кинчев, Андерсен, но многие ушли. Шевчук, Кинчев – люблю их.
Ты с кем-то из любимых исполнителей пересекался?
Нет, и не думаю, что если они меня увидят на улице, то вспомнят, кто я такой. Например, Кинчев приезжал к нам в Пятигорск. Я даже передавал ему через охрану свою запись, чтобы он послушал.
Шевчук в свое время, еще в 90-е годы, когда у него был опыт ведения рок-фестивалей в СПб и у него был рок-театр ДДТ… И в его квартире на Пушкинской был офис. Я принес в ДДТ театр свою первую запись. Я его лично не видел.
Ни от Кинчева, ни от Шевчука не было никакого ответа. На тот момент я был еще в самом начале своей творческой деятельности, а когда у меня пошли записи и гастроли, у меня уже перегорело и не хотелось кому-то докучать. Мне хватало и хватает людей, которые приходят ко мне на концерты.
Чувствуешь ли ты, что на тебе сейчас сконцентрировано внимание? Ты продолжаешь на своих плечах нести и продолжать рок своего города.
Конечно, чувствую. И еще знаю нескольких таких людей, которых можно назвать одиночками. И каждый из них чувствует ответственность за свое творчество. Мы занимаемся этим по совести. Мы просто делаем и делаем. И эти одиночки уходят, как правило, в андеграунд. Притом что мы все делаем свою работу по совести, и никуда уже от нее деться не сможем. Ведь многие сейчас забывают творчество и просто начинают делать деньги.
Сейчас упадок пятигорского рока?
Я с надеждой смотрю в будущее и надеюсь, что клубные направления отойдут в сторону, а в роке сейчас просто затишье перед бурей.
К тому же город курортный, и приезжие требуют что-то танцевальное и шоу, и авторы уходят от своего творчества.
Ты себя считаешь панком или рок- бардом?
Сейчас спроси у любого панка, что такое панк, каждый ответит по-разному: какие у него цели, за что бороться и за что бунтарить. На счет творчества я не называю себя панком. Ведь любое направление – это стиль жизни. При этом я вообще не вижу направлений в музыке: я могу написать и лирическую песню, и побунтарить или написать про войну. У меня нет рамок каких-то или ограничений. Я просто автор. Рок – это не направление, а стиль жизни. Я все-таки против чего-то бунтарю, ведь так много несправедливости вокруг.
При этом в твоем творчестве нет поглощающей социальной динамики.
Я больше лирик и прохожу духовно песни. Во главу угла я всегда ставил фразу: какого правителя народ заслуживает – такого и получает. Какого народ заслужил правителя, такого и дал Господь.
В твоих песнях часто присутствует подача Башлачева. И не только подача – у тебя образы и крайности мировоззрения. В песнях очень часто встречаются противоположности. Это твоя игра воображения или прочувствованно из жизни?
Я уже настолько “живу с Башлачевым”, как с живым, настолько я пропитан его творчеством… При этом, не зная, какой он человек, я отталкиваюсь от его творчества. Я понимаю, что этот многогранный человек вписался в мою жизнь, и я очень рад, что мое творчество пересекается с его творчеством. Я опылился его творчеством. Я задумываюсь о последнем его полете, и такое ощущение бывает, что я начинаю воображаемо думать, как летел Башлачев, как он разбился. Что он думал в последние секунды своей жизни. И у меня почему-то совершенно по-другому расписывается образ его полета. Он летит вниз, а мне кажется, что в моих песнях он летит вверх. Я из Башлачева кумира не делаю, так же, как из Высоцкого и прочих. Для меня кумир – это не совсем понятное слово. Просто есть человек, творчеством которого ты дышишь. Я думаю, что таких, как я, очень много в стране. Поэтому эта творческая нить не должна прерываться.
Все слушают разных исполнителей и вдохновляются от разного. Если ты автор, ты все равно опылишься от кого-то. Просто выполняй по совести то, что Господь вложил в тебя.
Тут у тебя много икон. Рок-музыка – это же не спокойная музыка, это страсть, а у кого-то это даже возвеличивание страсти. Получается так, что в твоих песнях Башлачев менее созидаемый. Скорее, он кипящий котел. И ты в своем творчестве совмещаешь и эйфорию от радости, и боль от страдания. Как у тебя это получается?
Я как-то нахожу золотую середину. Раньше мы жили в безбожное, другое время. Понятия о духовности были другие, а сейчас многое разрешено. Я не говорю о церкви как о строении. Тут уже понятие, помогает ли она тебе или нет. Вкакой-то момент жизни, пройдя страсти юности, ты начинаешь понимать, что духовная начинка начинает над тобой доминировать. Это успокаивает. И даже бунтарские вещи ты не пишешь со страстью. Ты говоришь просто в общем о состоянии людей или страны: что плохо, а что хорошо. Молодым тяжело это понять.
Что-то произошло такое, что ты начал мыслить глубинно?
Даже в молодом возрасте я чувствовал, что чего-то мне не хватает. Больших стрессов у меня как таковых не было. У многих творческих людей были личные трагедии.
Может быть, моих ушедших на небеса друзей я заполнил верой. Но пустота эта была изначально.
У меня есть свой наставник, я к нему езжу в Краснодар, тружусь, помогаю. Звоню ему спрашиваю, если возникает какой-то вопрос. Я все, что мне дает Бог, принимаю с благодарностью.
Благодарность – трудное чувство. Как прощение. Ему надо учиться.
Назови самые знаковые и самые сложные в плане “творческих мук” песни.
Самые тяжелые – песни-посвящения. Те, которые посвящены людям, которые уже ушли из жизни. Хочется, чтобыкогда я исполнял эти песни, то люди понимали, что наша жизнь смертью не заканчивается. А вот знаковых нет – для меня все песни дороги. Просто какие-то песни исполняются часто, а какие-то редко.
Песни всегда подбираю под публику. В Пятигорске я знаю, что мне исполнять, а вот в туре я себя ловлю на мысли, что программу я накидываю уже в городе, сновываясь на его атмосфере.
Расскажи про песню на “Раменах”.
Я писал в этой песне больше о том, что чувствую, и смотрел извне, что со мной происходит.
Например, что обозначает понятие в песне “малиновый тон” в ней?
Я могу сказать точно, что во многих песнях я не знаю, откуда взялись те или иные 10-15 фраз.
Прекрасная фраза “не хватит электричества на мрак” – тоже отличная фраза. Ведь если исчезнет природный свет – электричество не поможет.
Когда я писал песню “Каменный идол”, мне было интересно, чем дышат наши братья по вере, напримерродноверы. У меня очень много рокеров и байкеров, которые родноверы. Мне это стало интересно, и я читал книгу Велеса и книгу Каляды. Но не зашло. Но пока я общался с этими людьми, написал эту песню.
Например, песня “Слепые рассветы” была подсказана моим другом, который показал, что стихотворение может быть песней. Теперь у меня память есть об этом человеке.
Прослеживается тенденция использования древнерусских выражений. Ты что-то изучаешь на данную тему?
Например, у Ревякина тоже много таких слов, но он живет в Киеве и там много таких слов в употреблении. И Ревякин, и Башлачёв говорили, что “работайте с корнями”. Я себе завел словарь Ревякина, прочел его и получил двойное понимание одного и того же слова: когда соединяют два корня.
Какие у тебя планы на будущее?
В планах на будущее – записать альбом с одним гитаристом. За 6 лет дружбы у меня собрался материал на “двойник”. А после записи выведу альбом в тираж и выеду с гастролями по городам.
Пожелания молодым музыкантам из периферии.
“Ищите и найдете, стучите и вам отворят”. Созидайте, творите, репетируйте и становитесь лучше.
Comments are closed