Пётр Леляев: «Астероиды» (2021)

Пётр Леляев – не самый известный музыкант. Его альбомов не ждут тысячи поклонников, его имя в целом мало кому известно. Пётр занимается музыкой, потому что любит своё дело. И поскольку никто ничего от него не требует, Пётр сам себе ставит художественные задачи.

Иногда для творчества требуется отстранение от мира и взгляд на него со стороны. Это открывает широкий обзор, но в то же время обрекает на одиночество. В жизни Пётр Леляев производит впечатление интроверта и, видимо, такая позиция для него достаточно привычна. Именно поэтому новая работа Петра, «Астероиды» – хороший, честный альбом, в котором автор поёт о том, что хорошо знает. Создана эта запись была также по большей части в одиночку: Петру помогал лишь звукорежиссёр Максим Кириллов, а в «Северном сиянии» поучаствовал Алексей Леляев – отец Петра. Всего в альбом вошло восемь композиций.

Большинство песен на альбоме носят абстрактно-размытый характер, их сюжеты субъективны и неясны со стороны, что подкреплено «космической» электронной музыкой. Однако две песни сильно выделяются по идее и подаче. В песне «Астероиды» Пётр предельно прямо сообщает, что мы – летящие в разные стороны астероиды, и что «их одиночество лишь полбеды, беда, что это до скончания лет». Эта идея космического одиночества, не менее ярко выраженная в музыке, чем в стихах, проходит через весь альбом.

Вторая яркая песня альбома, «Северное сияние», живописует мир эпохи апокалипсиса, в котором у лирического героя есть всего лишь две мечты. Одна из них, мир и любовь во всём мире, уже никогда не осуществится, но вторую – уснуть под светом северного сияния – он всё же мечтает исполнить до того, как уснёт насовсем. Замечу, эта исходная сюжетная точка, мир в эпоху апокалипсиса, также лежит в основе песни «Автобусы» (вошла в альбом «Детство» 2018 года). Однако, если в «Автобусах» речь шла о «жизни в контексте ресурса, а не бесценного дара», здесь мы слышим более романтичный сюжет. Кстати, ни в одной из своих многочисленных поездок на Север Петру пока так и не удалось уснуть под северное сияние – значит, конец света, надеюсь, пока что отложен…

Некоторые песни альбома написаны на чужие тексты, причём песня «Прочь» существует с двумя вариантами музыки, один из которых написал Пётр, а другой – автор текста, певица Ната Котовская (тоже, кстати, на редкость абстрактная и интровертная особа). Также авторами текстов песен являются Ева Борова («Научись летать») и Ирина Кайгородова («Вдвоём»). Не похоже, чтобы Пётр таким образом продвигал чужие идеи – скорее, он ищет сближения с другими творцами-планетами и поёт их стихи, как свои.

Очевидно, что этот альбом, как и в целом творчество Петра Леляева, будет близок не всем. «Астероиды» не просто находятся вне мейнстрима – автор не пытается быть форматным даже в среде андеграунда. Возможно, в отдельных случаях ему даже не интересно, поймут ли его вообще. В этом смысле показательна песня «Вечный город», в которой Пётр переложил на стихи и музыку прощальную речь, сказанную перед окончанием профессиональной карьеры Франческо Тотти – капитана футбольного клуба «Рома». Без поясняющей бригады уловить смысл текста совершенно невозможно!

Получается, что творчество Петра обращено, в первую очередь, к самому автору, но это ни в коем случае не творческий эгоизм, а честность перед Творцом, свобода как она есть. Поэтому я думаю, что альбом непременно понравится одиночкам-интровертам – тем самым астероидам в космосе, о которых поёт Пётр Леляев. И которых, если верить Международному астрономическому союзу, насчитывается более 750 тысяч. Не так уж и мало!

Официальная группа Петра Леляева: https://vk.com/club18904275

Послушать альбом: https://music.yandex.ru/album/18385292