Евгений Маслобоев: Растение воспринимает человека только в качестве партнёра

 Познакомиться с творчеством музыканта из [[Иркутск[[а Евгения Маслобоева впервые удалось по альбомам культового британского лейбла Leo Records. Потом были концерты фестиваля Leo Records in Russia в московском Доме Культуры (ММДК) с дочерью Анастасией Маслобоевой. Затем Евгений изумил публику Клуба Алексея Козлова, когда импровизировал с… кустом Алоэ, закрепив на растении специальные контакты.

Это казалось фокусом и игрой, а оказалось серьёзной научной, биотехничекской разработкой. Маслобоев логично продолжил опыты, присоединив контакты своего устройства к добровольцам — людям. Формат его шоу «Теорема. Двенадцать взглядов на антропоакустику» был также расширен танцевальным перформансом Резеды Кучкаровой. Наш же разговор с импровизатором про уникальную технологию создания звука неожиданно оказался беседой о смысле музыки и творчества.

 КБАНДА: Английский издатель Лео Фейгин в своей книге «All that jazz» назвал вас «создателем новой концепции этно-джаза». Что вы думаете о таком позиционировании?

Евгений Маслобоев: очень лестное высказывание. Думаю, Лео немного преувеличивает, так как создать что-то новое практически невозможно. Точнее было бы сформулировать так: «создатель свежей концепции этно-джаза»…

КБАНДА: Как складывалось ваше сотрудничество с издательством Leo Records?

Евгений Маслобоев: Началась эта эпопея в далёком 200…, кажется, 6-м, или 7-м году. Сочинив и записав прорву музыки, я год сидел в Интернете, пытаясь предлагать своё творчество различным концертным агентствам и рекорд-компаниям. Сотни писем без ответа, масса впустую потраченных бессонных ночей. Сайт Leo Records имел поле для текстового диалога в реальном времени. Написал письмо. Получил ответ – отповедь тёртого дяденьки (Лео) недоумку-школяру (мне). Всё же, через друзей, из Австрии, отправил свои демо-записи Фейгину. Через полгода мне на электронную почту пришло письмо с предложением издавать альбом. Первый диск «Russian Folk Songs in The Key of Rhythm» увидел свет в 2008 году и имел большой успех, особенно во Франции. Лео допечатывал тираж – диски разошлись, как горячие пирожки… Так всё и завертелось.

 КБАНДА: Расскажите про ваш американский виниловый релиз «Глаза волка».

Евгений Маслобоев: Ко мне обратился американский издатель, владелец рекорд компании «Pristinus», которая выпускает небольшими коллекционными тиражами редкую необычную музыку на виниле и шеллаке на 78 оборотов (!), с предложением выпустить сингл. В издание вошли новые версии композиций «Шаман» и «Глаза волка («Тот, кто смотрит на оленей»).

КБАНДА: Можно ли уже считать антропоакустику, биоакустику самостоятельной областью знания?

Евгений Маслобоев: По сути, антропоакустика – это наука о человеке, постигаемая в процессе творческого акта. В итоге – это сам человек, переведённый в звуковую волну, акустические моментальные слепки наших реакций на внешние и внутренние раздражители. Это инструмент, близкий всем и каждому на интуитивном уровне, что позволяет сделать предположение о существовании довербальных способов общения не только внутри человеческой популяции, но и вне неё – с другими живыми организмами.

КБАНДА: С каким зелёными коллабораторами вы играли?

Евгений Маслобоев: Творческие акты — концерты, лабораторные перформансы проводились со следующими растениями Ало́э (лат. Áloë), Cпатифиллум (лат. Spathiphyllum), Земляника лесная (лат. Fragaria vesca Linnaeus), Перец овощной однолетний (лат. Cápsicum ánnuum), Сенпо́лия – фиалка узамбарская (лат. Saintpaulia), Сансевиерия (лат. Sansevieria), Ли́ственница сиби́рская (лат. Lárix sibírica), плодами и корнеплодами растений: Морковь посевная (лат. Daucus carota subsp. sativus), Я́блоня (лат. Mālus), Банан (лат. Musa acuminata) и другими.

КБАНДА: Растения «поют» по разному?

Евгений Маслобоев: Каждое растение – это индивидуальный комплекс восприятий и реакций на раздражители; растение реагирует на присутствие (сенсорно-тактильный контакт) человека – изменением частоты звуковой волны, изменением тембра звука, созданием различных ритмомелодических конструкций; растение реагирует на агрессивность звуковой волны – также использует агрессивные аудио волны, меняет тонально-нейтральных звуковые построения на тонально-угрожающие, понижает тембры в основном голосоведении и усиливает динамические акценты в высоком регистре; растение реагирует на детей до семи лет – подстраивается тонально; растение реагирует на музицирующих людей, с которыми продолжительное время находится в контакте; растение реагирует на общение с другими растениями – подстраивается тонально и композиционно; растение имеет кратковременную память – создаёт звуковые композиционные петли;

КБАНДА: А человек в этом союзе что получает?

Евгений Маслобоев: Человек, находящийся в творческом контакте с растением обучается систематизации комплекса звуковых колебаний, тем самым гармонизирует свои собственные аудио вибрации; Эффектом влияния гармонизованных вибраций мы считаем улучшение качества сна, повышение качества контроля над психическими реакциями.

КБАНДА: Это созвучно мысли Станислава Лема, что растения энергетически находятся на более высокой ступени эволюции, чем животные и люди. Как вы к этой мысли относитесь?

Евгений Маслобоев: На мой взгляд, мысль очень хороша. Но, мне кажется, сравнения в нашем случае, некорректны, так как – каждый из нас, биологических видов, выполняет свою роль в функционировании общего организма – экосистемы планеты Земля. Мы дополняем друг друга, но не взаимозаменяемы.

КБАНДА: Есть ли между растением и человеком какие-то правила диалога во время музицирования?

Евгений Маслобоев: После пяти лет подобных экзерсисов, могу с уверенностью сказать: взаимоотношения есть. В частности было подмечено: растение никогда не воспринимает человека в роли хозяина, или друга. Только – в качестве партнёра. Оно может идти за вами в музыкальном диалоге, но будет постоянно настойчиво проводить свою линию, формировать свои идеи в ответ на ваши, которые странным образом будут приоткрывать вам глубины иного сознания, мудрости, перед которой меркнут все философские школы.

КБАНДА: Музыканты нередко сердятся, когда их музыку привязывают к какому-то конкретному событию, образу – пению птичек, например, или человеческому гневу. Музыка – она обо всем сразу, говорят они, о невыразимом. Так для меня звучало и ваше творчество. И вдруг, оказывается, что вы ловите конкретные биоритмы конкретных живых существ. О чем музыка – обо всем или о чем-то земном, конкретном?

Евгений Маслобоев: Моя био-музыка о правде бытия. Музыка вообще – о разном, но в целом, думается, она об утраченном рае, о нашей тоске.

КБАНДА: В какой момент музыка становится чудом?

Евгений Маслобоев: Чудо сокрыто в каждом из нас, потому, что красота в глазах смотрящего, а в нашем случае – в ушах слушающего. Цитата из Басё: «великое – в малом», или Ошо: «всё учение Христа можно было бы разместить на одной ладони».

КБАНДА: Получит ли развитие ваш дуэт с дочерью? Она сейчас занимается музыкальным творчеством?

Евгений Маслобоев: К сожалению, Анастасия больше не занимается музыкой. Дуэт «Евгений и Анастасия Маслобоевы» не будет иметь продолжения.

КБАНДА: Как вы нашли друг друга с Резедой Кучкаровой, в каком направлении вы ещё не двигались, чего вам ещё хочется?

Евгений Маслобоев: С Резедой мы встретились в процессе работы над мои проектом «Механическое зрение». Об этом есть документальный фильм «Трагическая история нежного авангарда». Сейчас мы движемся в сторону нейроэстетики, перспеспективной области экспериментальной науки.

БАНДА: С кем ещё хочется поиграть поэкспериментировать?

Евгений Маслобоев: Мне комфортно играть музыку с любым партнёром. Если, конечно, мы говорим про спонтанное творчество. Мечтаю повторить опыт: джем-сейшн с дождём. Однажды, проживая за городом, в дачном кооперативе, я находился в теплице из поликарбоната – подвязывал помидорные кусты и заметил, что всё сооружение откликается на мои действия. Впечатление было такое, что я нахожусь внутри контрабаса. Сгустились тучи, пошёл дождь. Я подключился к его творчеству – и после какого-то времени осознал: дождь органичен, гениален. Тогда я вернулся к истокам, и начал учиться у водопроводной капли из подтекающего крана на кухне – предчувствие ритмоформулы, которую создают гравитация, вибрация планеты, структура самой воды… Человеку это близко, так как он сам состоит в среднем на 80% из воды, и, по идее профессора акустики Тревора Кокса, создан, как бы «заточен» под звучание воды во всех её состояниях…

КБАНДА: Какая аппаратура используется для создания записи звука, создаваемого телом живого существа?

Евгений Маслобоев: Это авторская разработка, основанная на работе с био-электричеством. Это комплекс оборудования, состоящий из системы электрических плат, звуковых модулей и контактных электродов. Модули используют как протокол MIDI так и другие типы протоколов)

КБАНДА: Ваш «главный» аппарат называется «Биотон». Расскажите о нем поподробнее.

Евгений Маслобоев: Сам «Биотон», мы (я и моя техническая команда) начинали с разработок японского ботаника Юдзи Доганэ. На основе идеи, разработали и расширили достижения гениального учёного, в итоге изменив многие технические решения. «Биотон» переводит биоэнергию, вырабатываемую непрерывно живым организмом, в акустические волны.

КБАНДА: То есть, это серьезная научная разработка?

Евгений Маслобоев: Я уже более пяти лет занимаюсь ботанической и антропоакустикой в контексте формата «Лабораторный перформанс» (термин мой) — это процесс мультидисциплинарный, на стыке науки и искусства, когда художественный образ служит инструментом познания мира. В ходе этого процесса были выявлены факты, обнаружены данные, которые позволили мне сформировать гипотезу о наличии всеобщего спонтанного вибрационного поля, и создать Метод АКБОС (Акустической коррекции биологической обратной связи) Евгения Маслобоева.

:
КБАНДА: Слышал про ваш проект «Эмоции». Что сейчас для вас актуально?

Евгений Маслобоев «Эмоции» разрабатывается параллельно с несколькими проектами, такими, как: музыкальный альбом «Глина», где музыка создавалась только с помощью глины во всех её состояниях и керамических предметов, бытовых и музыкальных и человеческого голоса; музыкальный альбом MKB (Музыкальное Конструкторское Бюро: Маслобоев-Курило-Борисов); Создание музыки для второго сезона сериала «Территория» (коми-пермяцкая мистика, канал ТНТ?) – проект компании Good Story media (режиссер Динар Гарипов); работа над рэп-оперой «Жена Орфея, Посетившая Аид»; перформанс «Прогулки с Пушкиным» (по книге Андрея Синявского); работа над серией графических листов «Моё»; продолжение работы над проектом «Звёздная Азбука»; перманентная работа над книгой «Без названия» и многое другое…

КБАНДА: Но всё же хочется найти в этом процессе что-то, что делает его не только наукой. Есть ли какие-то магические, мистические ситуации в подобном творчестве или всё инженерно просчитано и понятно?

Евгений Маслобоев: Вячеслав Ганелин как-то сказал: «играя импровизацию, первую ноту вы можете взять какую угодно, но, чтобы сыграть вторую ноту – вы должны создать целую философию». Трудно не переводить на музицирующего с тобой зелёного партнёра свою эмоциональную палитру: всё-то чудится – как нежно и сладко плачут потоки воздуха между трепещущих листьев, или, как, умирая, скулит огрызок яблока, а мощная Сансевиерия обволакивает жалобные стоны утешительным гудением в низком регистре…
Недавно биологи подтвердили, что растения обладают высокоразвитой нервной системой, и могут иметь эмоции, правда, отличные от человеческих, в то время, как в середине ХХ века Клив Бакстер писал об этом в своей книге «Первичная перцепция растений», за что подвергался шельмованию и остракизму. Сейчас мы – корявые чернокнижники и маги, а завтра – вдумчивые генные инженеры…

======================================

Использованы материалы из Викиновости — Евгений Маслобоев: Мечтаю повторить джем-сейшн с дождём