Над пропастью весны найдены записи Янки Дягилевой

Независимый лейбл «Выргород» выпустил альбом Янка «Крестовый ноль», на котором представлены записи Янки Дягилевой, полностью и с первоначальным звуком ранее не издававшиеся. Эти фонограммы нашел, в ходе работы над книгой «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой», и стал, поэтому, продюсером альбома рок-литератор Сергей Гурьев.

Две основные части нового альбома записаны Валерием Рожковым (братом другого сотоварища Егора Летова Александра) в Новосибирске. Первые тринадцать треков зафиксированы на плёнке в начале мая 1988 года. Эта запись «исчезла», но её помнили. Фонограмма была обнаружена на частично «зажёванной» кассете Konica у друга Янки Андрея «Бороды» Ковалева и теперь восстановлена. Ещё пять песен записаны в марте 1989 года. Фонограмма нашлась у инди-продюсера Сергея Мясоедова из Харькова. Песни этого ЕР звучат более сурово и нервно, в тусовке хождения они фактически не имели, и именно на этой бобине было написало «Крестовый ноль». Теперь они впервые официально обнародованы.

Сергей Гурьев говорит об этом:
«    Возможно, Янка к тому моменту уже больше в жизни испытала, или Егор пропитал ее экзистенциализмом. С ходу и не скажешь, хотя общение с Летовым – тоже испытание…    »

Многие песни, вошедшие в альбом, с изменившим их звучание мастерингом, были включены Егором Летовым в аудиоантологию Дягилевой. Летов не воспринимал эту запись, как единый альбом, песни были им разбросаны по нескольким дискам. Из треков тогда убрали инструментальные фрагменты, разговоры между песнями, звук перемикшировали в «моно». Теперь же альбом звучит, как было задумано, в традиции «стерео» 60-х годов — вокал записан в одном канале, гитара — в другом. Инструментальные треки публикуются впервые, записи был возвращен оригинальный стереозвук. Новый мастеринг альбома сделал с сохранившихся записей, то есть фактически восстановил первоначальное звучание, известный аудиореставратор, саундинженер и продюсер Евгений Гапеев.

Часть вещей записывалась на этой сессии впервые, потом они становились известны в электричестве, а песня «Чужой дом» в акустике вообще не выпускалась. В бонусах к альбому ранее непубликовавшиеся два дубля песни «Деклассированным элементам» и ранее изданные — песня «Про паучков» и «Лучина» — романс, спетый дуэтом Янкой и Анной «Нюрычем» Волковой.

Сергей Гурьев резюмирует:
«    Эта запись отличается, так сказать, максимально «свойским» характером. Сделана она в в общаге фирмы «Каскад», где работали её друзья, — спустя некоторое время она вообще фактически там поселится. В Новосибирске у неё, по сути, было два основных жилья: её дом на Ядринцевской улице, который она не очень любила, и вот эта общага на площади Калинина. Записывал её там главный местный друг – Валера Рожков, с которым она себя чувствовала гораздо более расслабленно, чем с требовательным Егором Летовым. К слову, тот же Валера ранее учил и самого Летова играть на гитаре… В результате, вся запись так и дышит непосредственностью и спокойствием, которые даже несколько контрастируют с эсхатологическим содержанием песен    »

Текст книги и альбом «Крестовый ноль» повлияли друг на друга, что заставило переделывать рукопись. В настоящее время книга «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой» находится на завершающем этапе создания. Выход тома-биографии звезды рок-андеграунда также ожидается на «Выргороде». В сети Интернет опубликованы несколько фрагментов ожидаемого издания.

Использованы материалы из Викиновости — Изданы потерянные записи Янки Дягилевой