Mariia Kokovikhina curator & Ekaterina Predko artist: в диалоге об уязвимости

В декабре 2022 года в библиотеке им. Даниила Гранина открылась выставка художественной фотографии Екатерины Предко «Уязвимость» под кураторством Марии Коковихиной. Этот камерный проект стал образцом симбиоза художника и куратора и, несмотря на свою лаконичность, — одним из важных культурных событий в сегодняшнем Петербурге.

Куратор Мария Коковихина закрепила фотографии на черной металлической сетке, сформировав экспозицию таким образом, что на первый взгляд кажется, будто это случайный беспорядочный набор изображений. Но если подойти ближе и поймать особое ощущения погруженности в себя и одновременно отстраненности, начинаешь различать детали. Екатерина Предко напечатала фотографии на акварельной бумаге. Этот нехитрый, но весьма оригинальный прием она использовала для создания особой атмосферы внутри сюжетов, и в то же время этим придала фактурность и тактильность, осязаемость, которую глаз считывает сперва неохотно, но затем, приняв правила игры, перестает сопротивляться. В этом особом состоянии созерцания легко считывается концепция, заложенная куратором Марией Коковихиной в экспозицию. Мария создала цельную историю с определенным началом и открытым финалом, разместив в самом низу у “основания” изображение дерева с обнаженными корнями и фотографию девочки, смотрящей прямо в камеру. Это единственная работа, на которой взгляд героини направлен на зрителя, тогда как остальные — это изображения одиноких пустынных пейзажей и таинственных антропоморфных фигур в выразительных позах, но со скрытыми лицами. Мария выбирает этот совершенно недетский взгляд и серьезное немного напряженное лицо как отправную точку для трогательного, откровенного, местами беспощадного рассказ о человеке и человечности, уязвимости личности перед лицом большого порой враждебного мира, незащищенности перед новым и неизведанным.  

Глубоко личная экспозиция передаёт богатую палитру чувств от меланхолии до отчаяния, от страха до огромной внутренней силы. Желаемого эмоционального эффекта каждой отдельной фотографии Екатерина достигает, работая с фактурой, фотоэффектами и обходясь черно-белой палитрой. Общее же впечатление создается тем, как Мария размещает работы — последовательно, рифмуя и сочетая их друг с другом, раскручивая историю и задевая самые глубокие чувства. 

Особую роль играет сайт специфичность проекта. Библиотека им. Даниила Гранина находится в двух шагах от нового здания «ЧВК Вагнер Центр». Не вдаваясь в детали общественной дискуссии вокруг данного объекта, Мария использовала его близость для создания образа агрессивного громадного внешнего мира, которому лирическая героиня выставки вынуждена противостоять в одиночку. 

Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.