Curator Klavdiya Bolshakova: безграничность искусства = безграничность сознания

Пожалуй, ни один вопрос об искусстве не вызывает таких горячих дискуссий, как этот: что же вообще следует считать искусством, а что – нет? Можем ли мы создать нечто, не являющееся искусством, но считать это художественным произведением? Что нужно сделать, чтобы ответить утвердительно? К счастью, еще в 1913 году Марсель Дюшан предложил ответы на эти вопросы, которые были осмыслены и приняты далеко не сразу (и не всеми). Однако новый век создает новые условия, поэтому старые вопросы вновь становятся актуальными.

Куратор Клавдия Большакова снова открывает прежние вопросы и размышляет над ними в своей выставке Безграничность, которую она готовила более двух лет и которая в настоящее время проходит в Музее природы и этнографии (г. Ковров). Выбор места далеко не случаен: рассуждая о границах (или их отсутствии) в определении произведения искусства, Большакова, вслед за Дюшаном, ищет пространство для того, что она готова назвать искусством. В данном случае это музей, который специализируется на предметах, предельно далеких от современного арт-комьюнити.

Клавдия Большакова открывает для зрителя творцов из-за пределов общепринятого мира искусства. Чтобы найти их, она проехала по самым удивительным местам, от института астрофизики в Москве до лондонского колледжа парапсихических исследований. Из своих путешествий она привезла множество изобретателей и провидцев всех мастей: инженеров, аналитиков, тарологов или орнитологов.

Существует интуитивное предположение о том, что искусство не обязательно существует, мы его ожидаем и оно может возникнуть откуда угодно. Клавдия Большакова проверяет это утверждение и, выходя за пределы академической территории искусства, также предлагает нам взглянуть на саму сущность творчества.

На выставке можно найти полностью лишенные практического применения шаткие скульптуры Дмитрия Аксёнова, инженера по образованию, нелепые, но по-своему эстетически прекрасные изобретения Алисы Кац, роботов для чистки обуви и наливания (только наливания!) кофе Макса Лонского и многие другие курьезы… Или произведения искусства? Если мы снова обратимся к Дюшану, то сам факт того, что они находятся на выставке современного искусства, определенно должен возвести эти удивительные постановки в ранг произведений. Однако не все так просто. 

Клавдия Большакова приглашает зрителя к размышлению, дискуссии и даже спорам, давая при этом большое преимущество: общение с этими параллельными мирами освежает взгляд и уводит современное искусство от общепринятых норм, которые явно выдыхаются.

Выставка «Безраничность». Музей природы и этнографии (г. Ковров. ул. Федорова, 6)

Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.