Куда направлена «Паническая атака»

Питерская группа «Паническая атака» занимает всё больше места в разговорах. Они не умещаются в эстетику панк-рока, они из нее торчат, вываливаются, выпирают, и остаются настоящими, дышащими и очевидно недовольными, злыми на окружающие их, как и нас, глупости=гадости. Знакомимся с их новым альбомом, выходящим в издательстве «Выргород» и заслушаем их предыдущие диски. Вспомним и презентацию альбома, проходившую в ММДК. Диски расположены у нас в обратном хронологическом порядке, панкам же это все просто пофиг, а нам показалось, что так — понятнее. Поехали.

«Паническая атака» – «Основы любви и промышленной безопасности» (Выргород 2023)
Альбом – уже тринадцатый в дискографии команды — можно смело назвать работой, завершающей становление «Панической атаки». Как знак этого, тут играют замечательные музыканты – легендарный мультиинструменталист, саксофонист Сергей Летов и, уже не впервые, барабанщик Евгений Лабыч («Ожог», «Банда Четырёх», «Мать Тереза», «Церковь Детства», «Дочь Монро и Кеннеди» и другие). Рулят же, устоявшийся после предыдущего альбома «Серотонин», творческий двухголовый «панический» тандем-дракон Александр Соловей и Плохиш – это псевдоним Александра Вериго (проекты «Радуница» и «Союз 317»), плюс постоянный участник группы Виталий Новгородов.
Новый альбом — взрослый, напряженный. Начинается он авангардно-индустриальным вступлением, призванным, наверное, показать шумовые помехи, которые в изобилии дарит нам реальность. Впрочем, и заканчивается запись также… Тут-то и читаем в буклете, кто играет на безумствующем саксофоне – и радуемся. Диск разделен на две основные части «Опасные факторы» и «Вредные факторы» – промышленные проблемы налицо, а вот где же тут обещанная названием любовь – придется догадываться. Вообще, ненавязчивую концептуальность, хочется назвать чертой группы — не отличительной, но заметной.
Змеящийся звук саксофона Летова вписывается в накатывающий на слушателя гитарный вал, у Сергея тут достаточно места/времени и он несет в себе другой, новый мир. Музыканты энергетически достойны друг друга — фри-импров ложится на тему актуального беспокойства, как влитой. Не говоря уже о замечательном, но не очень-то панковском названии диска. То есть происходит не просто выброс энергии, но попытка вывести свою мысль куда-то… вверх что ли, вынырнуть из окружающего липкого сна. Самое человеческое желание на свете, правда? Замечательно, что музыка никуда не торопится, не суетится. И звучит, причем, без издёвки – «…есть предложение — стать хорошим человеком!» Панки, говорите? Определим стиль альбома как арт-панк, оценим его, как вершину происходившего с группой и как резко открытую дверь — куда-то в будущее.

«Паническая атака» — «Серотонин» (TrueFanatics 2021)
Откровенная мрачность, периодически накатывающая из текстов, совсем не производит ощущения шутки и игры. Музыканты прошли путь до убедительного пост-панка, когда не знаешь, что главнее – страшно или красиво. Они успешно сплетают рыкающий звук бас-гитары, напомнивший The Stranglers, и внезапно напевное фортепиано, густой баритон и мрачные бытовые мелочи. Музыка звучит ревущая и мощная, группа живая и чувствующая — стремится пошуметь «живьем», а не в компьютере. Отсюда и аккуратно изданные на CD альбомы.
На презентации этого альбома — на концерте в ММДК «Паническая атака» изменила саунд, продолжая эксперименты альбома, на котором состав был довольно сокращенным. Питерские панки предстали и на диске — в электричестве, и живьем — в непривычном формате unplugged — рокерами разумными и взрослыми, без пацанства, но с немалой душевной злостью, с умением пользоваться инструментами и с аранжировочной фантазией . Панк тут бурлит в душах, музыка же иногда звучит просто красиво. Остановимся ещё раз на широком термине «пост-панк» и отметим строку — «Хороший финал – всем назло». Ну да.

«Паническая атака» — «Русский антишансон» (TrueFanatics 2020)
Сначала звучит хард, запись и мрачна, и мелодична. Звук относительно ранних записей тут стал смягчаться – словно докричаться до вселенной у группы не получилось и она пошла в обход, в сторону психоделии. Вперед вышло ощущение болезненной искренности – в панк-роке его прячут за грохотом гитар. В соответствии с названием альбома, группа начала то ли сползать, то ли подниматься (выбрать по вкусу) к русско-роковым интонациям, на дорогу, вдоль которой инстинктивно встают тени — от Майка до Егора, а то и до Виктора. И даже троллейбус, полный то ли зомби, то ли еще какой-то нежити, в трек-листе имеется. Последний трек альбома «Noise» — не финальный, за ним идет бонус — песня Янки «По свинцовому покою». Группа вовсе не похожа на былых звезд и даже песня про мир дураков вызывает совсем другие чувства, чем у прошлых поколений – даже боевитого позитива 70-х тема больше не возбуждает.
Эти музыканты «…не врачи, они — боль», участники процессов, ироничные и порой злые. Что тут «анти», какие черты ресторанного стиля, перебравшегося в крупнейшие залы станы, не близки питерцам? «Не приемлю попсу и пошлость» — формулировки коротки и внятны, слова «глобализм» и «диссонанс» не звучат тут как что-то слишком умное. Интонации чаще разговорные, авторы явно хотят с нами поговорить, нередко тихим голосом, хотя и под грязные гитары, донести не самые, может быть, сложные мысли, которые почему-то теперь надо миру объяснять.

«Паническая атака» — «Концентрат подлинного искусства» (Паническая атака, 2017)
«Мир изменился, больше не будет любви и стремления выжить, останутся голуби в розовом студне…» — можно ли сказать что-то актуальней? Самый ранний альбом в нашей подборке – жесткий и шершавый, резкий и напористый, тут уже в полный рост ясен серьезный взгляд на реальность с образами вроде «дохлые ангелы» или «ядерный голод». Начинается альбом с ,будто ворочающегося, невнятного шума, из которого вырастает мощный гитарный рифф, развиваясь во вполне панковские – и звук, и интонации. Есть здесь инфернальный водитель трамвая – в дальнейшем он мутирует в троллейбус, как мы уже знаем. А почти в финале звучит красивая, почти барочная мелодия «Настя в Зазеркалье» — как бы уточняя критерии и привязанности, да и завершается альбом шумом дождя – намекая на размышление и скрытый смысл. Что ж – теперь можно слушать эти альбомы — опять.