Этот материал на нашем ресурсе – тема спорная. Но и формулировка «не формат» пахнет чем-то древним и нехорошим. Появление же разговора о новых виниловых тиражах первых альбомов дэнс-легенды «Мираж», всё же, требует объяснений.
Ностальгировать по событиям 30-летней давности теперь, кажется, даже принято, эта беда требует отдельного рассмотрения. Нам интересны, в первую очередь, социология и психология создания и продвижения музыки. Ведь легенды бывают разные. В том, что команда «Мираж», ставшая звездной дискотек в конце 80-х, имеет такой статус, предположим, никто не сомневается. В 90-х группа мелькала длинными ногами и парадоксальными суждениями солисток не только в рекламных многотиражках, но и в журнале «КонтрКульт’Ура» – вершине сопротивления всего разумного всему тупому (отсылаем к «параллельному» интервью Натальи Ветлицкой и Юлии Теуниковой с шедевральной фотосессией Сергея Бабенко). Эта тема задевает что-то в людях, волнует и заставляет – кого ругаться, кого танцевать.
«Мираж» – возможно, самая противоречивая формация в истории отечественной поп-цивилизации, отразившая финансовые заморочки и народные радости эпохи. Хиты группы знают и те, кто не переваривает её эстетику – классово или инстинктивно. Но опять поднимаются решенные вопросы, бурлят споры о первородстве фонограмм, аналоговых и цифровых трактах. Отцы-основатели проекта издают взаимно ругательные меморандумы, легко доступные, кстати, в сети, но, вроде бы, всерьёз не ссорятся. Релиза будет два, перед нами – первый вариант.
Лейбл «Мороз Рекордс» занят эксклюзивной дистрибуцией, издатель MirMiru Music – название новое, но напоминающее про лейбл МируМир, «Мираж», кстати, уже выпускавший. Сообщается, что, записи проходили полностью аналоговую обработку, на диске стоит редкий знак ААА. Это, предположим, сделало саунд менее эффектным, но сформировало претензию на естественность. И звучат альбомы достойно и бодро. Издатели говорят, что, возможно, винил конкурентов будет играть, как более цифровой, звонкий, но гордятся тем, что выпустили «Мираж» именно в том звуке, под который когда-то танцевала страна.
Вторая сторона конфликта – издательство Maschina Records, известное качественными релизами от импортной попсы до, удивительных в этом ряду, звёзд русского рока. «Машина» старательно объявляла неофициальными издания легендарных людей, которые десятилетиями неофициально работали с неофициальным, андеграундным искусством. Это сосредоточенное бросание кролика в терновый куст продолжилось теперь и с группой «Мираж». Любитель скандалов может найти в ядовитых закромах Интернета резкие выпады и затейливые, с таблицами и графиками, доказательства правоты конкурентов.
Поговорим про музыку. У всех был попс, как попс, а у нас – попс с виртуозной гитарой. Алексея Горбашова – это получалось стильно и ударно. Надо сказать про голоса. Это особое удовольствие, рассуждать о вокалах времен, когда на пике карьер были Жанна Агузарова и Татьяна Анциферова. Пение Маргариты Суханкиной – на обоих альбомах «Миража» и Натальи Гулькиной – только на первом, давало нужный эмоциональный всплеск именно в окружении синтезаторных ритмов, а это особый талант – быть человеком среди роботов. Эта музыка прекрасно звучала и на допотопных магнитофонах и из простеньких динамиков. Когда начали выходить CD группы, вспоминались присказки про «умного учить – только портить». Удивительное ощущение от «Миража» не имело никакого отношения к студийным ухищрениям. Это не единственный случай – не раз доводилось слышать цифровые обработки фонограмм, создававшие формальное «качество», но убивавшие дух музыки.
История группы сопровождалось разборками вполне в духе 90-х. Хиты неднократно ремастировали, перелицовыли, перепевали заново. Эффект этих движений оказался близок к нулю, ремастеры никто не вспоминает и не спешит переиздавать. Можно, конечно, получить удовольствие от частот и графиков, но радость появляется, как спутник комфорта, а не как результат изучения таблиц и параметров. Оригинальные, как бы наивные записи звучали именно комфортно, это была живая фонограмма – простите за оксюморон. Что и давало возможность успешного концертного чеса по стране и винил этому обстоятельству наследует. Но самым громким всё равно оказывается скандал. Хорошо ли это… Для раскрутки, очевидно, да, как это ни аморально. Для артистов – тоже, всё же поп-звёзд радует шумиха. И сколько бы мизантропы не ругали «Мираж», наша поп-музыка не создала больше ничего такого – и народно-танцевльного, и дискотечно-завлекательного. Группу ценят потому что хиты тут не пустышки, раскрученные бесконечным вдалбливанием медиа – эти песни просто нравились.
Итак – гонка Миражей стартовала, следить за юридической составляющей тут будет чуть ли не интереснее, чем за рыночными успехами. В финале попробуем сказать что-то общепримиряющее. Ведь это «просто» танцевальная музыка. Образу соответствует и пластиково-фэнтазийный дизайн обложек, вызвавший уже анекдотичные обвинения в «ненатуральности». Он соответствует витринной, электронной, «космической» сексуальности и пению под фонограмму, вообще стилю а-ля «мексиканский тушкан»(с). И никто никогда и не говорил, что музыка «Миража» – это реальный мир, а не повод для бури девчачьих фантазий. Напоследок заметим, что фразы типа «Электрический мир стал дороже мечты» теперь можно засчитать за предсказание проблем нашего времени. И ещё скажем, что первые два альбома «Миража» – оказались сокровищем российской попсы и отражением здешних реалий в зеркале массовой культуры.
Александр В.Волков
Comments are closed