Kim Khalitov artist: между формой и содержанием

Абстракционист Ким Халитов представил свои работы на масштабной сольной выставке Объясни мне, что случилось в Отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея.

Следуя традиции многих художников, работающих в области нефигуративного искусства, Халитов настаивает на том, что его не интересует содержание, а больше захватывает работа над формальной стороной живописи. Художник убежден, что мир искусства перегружен риторикой, тогда как для того, чтобы по достоинству оценить произведение, нужно всего лишь повесить его на стену и посмотреть, что произойдет. Безусловно, Халитов лукавит. Или подшучивает над своим зрителем, потому что безупречные с технической стороны, его работы имеют глубокомысленные названия, заставляющие искать связь между определенной идеей и ее абстрактным выражением в живописи. Для этого необходимо некоторое отстранение.

Хотя это, конечно, верно для всех работ Кима Халитова, три его полотна, открывающие выставку — Нет такого слова, Особый путь и Меня зовут vs Я себя называю — каждое чуть больше полутора квадратных метров — выигрывают от тесного общения: художник свел палитру и словарный запас этих работ к минимуму. Каждую из этих картин Халитов составил из простых фигур — полос, ромбов и треугольников. На ноутбуке или, что еще хуже, на экране телефона эти серьезные, величественные картины могут показаться обычными векторными графическими упражнениями. Но когда вы внимательно изучаете их поверхности, становится ясно, что каждый сантиметр был тщательно расписан вручную. В каждой симметричной, похожей на вид картине есть уникальные моменты – несовершенства и особенности, – которые отличают ее от других. Наш разум имеет тенденцию автоматически дополнять треугольники и параллельные линии, образующие эти картины, но при ближайшем рассмотрении многие из них обрываются, слегка меняют направление, что противоречит их единообразию. Эти «недостатки» заставляют зрителя сомневаться в том, на что он смотрит, в тонкой и интроспективной манере; создание и пересмотр этих простых форм медитативны.
Значительная часть работ на выставке принадлежит серии Многоликий. Возможно, эти картины не так энергетически заряжены, но они полны мелких удовольствий. Одну из них Ким Халитов составил в шахматном порядке, две — в хаотичном, а еще три покрыл сеткой из овалов и кругов; хотя они висят прямо, узоры любопытным образом наклонены от центра. Вязкие цвета этих картин, их объемная фактура, напоминает окаменелые следы: верные доказательства руки художника. Они чередуются с калейдоскопическими цветными фрагментами, намекающими на миры, находящиеся далеко за пределами строгой структуры, в которую их заключил Ким Халитов. Эти картины с такими названиями, как Соседи не поймут, что я скажу, намекают на мысли художника, глубоко вовлеченного в свою социальную среду, независимо от строгих эстетических ограничений, в которых он работает. Художник оставляет многое недосказанным. Картины же красноречиво говорят о самих себе.

Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.