16 сентября в Мурманском Художественном музее открылась персональная выставка картин художницы-абстракционистки Зейнеп Асылбековой “Все Вокруг — Знаки”. Представленные работы отобраны из четырех серий, написанных с 2017 по 2023 год и посвященных лингвистическим и семиотическим основам абстрактной живописи. Серия, из которой взято название выставки, и остальные три — “Власть Визуального”, “Перевод” и “Между Строк”, описывают онтологию творческих действий Асылбековой. Каждый заголовок действует как метка. Смысл подразумевает описание внешнего мира, переведенного на язык абстрактной живописи.
Зейнеп Асылбекова создает свои работы из тщательно продуманных и насыщенных цветов, геометрических форм, прямоугольных и различных пропорций, плавающих на однотонной основе деревянных панелей. Плоские в перспективе, но трехмерные благодаря конструкции, композиции отражают как интеллектуальные, так и низкоинтеллектуальные истории: от супрематизма до придорожных рекламных щитов и рекламы продуктовых магазинов. Хотя работы, казалось бы, подразумевают или вызывают эстетику минимализма, Асылбекова избегает любого представления о том, что ее работы являются реакцией на что-либо. Что касается минимализма, она утверждает, что минималистская теория исторически опиралась на дистилляцию формы и сублимацию содержания. В своей работе она может сохранять контент полностью загруженным, но при этом минимально определяет его форму, поэтому не существует окончательной формы контента, исключающей собственную интерпретацию картины зрителем. Конечно, они носят упрощенный характер, но они тщательно продуманы, чтобы вызвать у него уникальную форму вдумчивого исследования.
В своих произведениях Зейнеп Асылбекова не допускает ничего случайного или неучтенного, и случайность не играет роли в их развитии. Художница создает их полными намерений, но лишенными повествования. Они щедро прославляют человеческое восприятие и интеллект, запуская наше естественное намерение заполнить пробелы и осмыслить пустое пространство. Цветные фигуры, плавающие в пространстве, почти требуют, чтобы мы предоставили слова, язык, шифры — что угодно, чтобы они служили маркерами на этих дорожных картах восприятия. Они создают напряжение между фактом своего существования и нашими ожиданиями того, какой должна быть картина.
Автор: Дарья Меньшова — старший преподаватель по современному искусству, Академия Художеств (г. Санкт-Петербург). Специализируется на современном русском искусстве. Публикуется в Artnewspaper, освещает выставочные события, проходящие в России и Великобритании. С 2019 года ведет колонку по современному искусству в лондонском журнале “Зима”.
Comments are closed