Ой, Хард-Moroz, Moroz!

Слушаем релизы от лейбла «Мороз рекордз», в стиле хард-рок / хеви-метал и их производных — некогда мегапопулярных, теперь являющихся уже вечной ценностью. Московское издательство — константа рок-мейнстрима, андеграунд тут не виден. Зато и к качеству претензий почти нет. Диски выходят и на виниле, в формате CD, а для цифрового мира – в сети «можно найти всё».

Кипелов-Маврин «Смутное время» (Moroz Records, 1997/2023)
Переиздание культового альбома. Именно тут, в 97-м, рок-фаны впервые услышали композицию «Я свободен» и… «ничего» тогда не поняли. То ли время ещё не пришло, то ли небеса дышали иначе. С высоты или падения (выбрать по вкусу) нашего времени давняя версия звучит ничуть не хуже более поздней, но… Экс-вокалист «Арии» Валерий Кипелов заново выпустил ее в 2003 году и именно тогда она стала суперхитом. Судьба композиции стала наглядной демонстрацией прихотливости и неисповедимости путей настоящей, не выдуманной пиарщиками популярности.
Альбом теперь переиздан к 20-летию группы «Кипелов». Это приквел, предыстория проекта. Тогда, на старте, с Кипеловым, который тут энергичен и раскован, играл отличный гитарист Сергей Маврин, тоже, естественно, экс-«ариец», теперь тоже выступающий со своей командой. Альбом украшен музыкой и от других участников той музыкальной тусовки — играют Алик Грановский (бас-гитара); Павел Чиняков (ударные).
В музыке нет дикости и злости, она аккуратно и ясно звучит. Соло Маврина не перетягивают внимание на себя, это равновесная запись. Песни словно готовят, намечают вектора творчества Кипелова. «Свет дневной иссяк» повествует об искушении Христа, это диалог с Сатаной. Звучит важная тема — антиалкогольный трек «Выпьем ещё», ну а вещь «Будем жить, Мать Россия!» не требует толкования. Фрагменты текстов вроде «страну родную продавать…» звучат, как «воспоминание» о нашем будущем, так же, как и трек «Смутное время», в котором присутствует «Призрак свободы на коне». Запись давняя и легендарная, поэтому отсутствие пояснительного текста на обложке вызывает некоторую досаду. Тут история появления и создания записи была бы особо интересна, впрочем, об этом многие уже говорили и писали. И этот аспект только подчеркивает парадокс — диск всегда получал меньше внимания, чем он того заслуживает.

«Кипелов» — «Синглы и бонусы» (Moroz Records, 2022)
Двойной сборник синглов (2002-2022 г.) от популярнейшей металлической команды — релиз удивительный и, в тоже время, очевидный. Эта группа продолжает вести себя так, будто бы работает в условиях мирового шоу-биза, не замечая отечественных реалий. И это кажется единственно верным. «Кипелов» выпускает синглы, концертные альбомы, видео-релизы, не проваливается с головой в болото Сети, уделяет много внимания оформлению и продвижению физических релизов. И, на удивление, движения, которые у каких-то других проектов могут вызывать недоумение и иронию, у Валерия Кипелова сотоварищи работают и запоминаются, звучат эмоционально и энергично. Шуток тут нет, всё как положено — по канонам жанра. Есть и супербоевики, и игра в тренды и музыкальные темы, казалось бы, узурпированные другими стилями — от регги до академической музыки
Альбом вышел тоже — к 20-летию группы «Кипелов». В трек-листе — все (!) синглы и два концертных трека, специально записанных для этого релиза. Сборник начинается с вещей «Вавилон» и «Я свободен» — это мощнейший заход. Разнообразные соло звучат даже в треке «Ария Надира» — из оперы Жоржа Бизе «Ловцы жемчуга», по ней можно судить о музыкальном кругозоре и вкусе. Кипелов в номере, популярном столетия, именно поет, оставаясь при этом в рамках жанра. Вокал можно описать, как сочетание стиля и света. Хард-нарастание звука и гитарное соло в гармонично вплетены в аранжировку. Эта вещь буквально выбрасывает коллектив в более высокие сферы, создает новое измерение во взгляде на весь проект. Одобрил бы исполнение древний композитор, гадать абсурдно, хотя эмоция и дух переданы отлично. Шикарно звучит и «Попурри», показывающее разнообразие подходов группы к музыке — и симфонизм, и пафос, и напор, и многозначительность.
У «Кипелова» получается порой и просто, и красиво, но никогда не мягко, никогда не плюшево, всегда и не глупо, и не искусственно. На альбоме без пафоса, без экстремизма показана сила – очень национальное сочетание. Отметим всё же и недостаток релиза — обложка просто соединяет кавера синглов, общей концепции тут нет. Её мрачность компенсируется тем, что в каждом фрагменте есть свет и, в результате, получается разговор о том, что всё в жизни непросто, всё происходит в борьбе, а музыканты, стоящие перед нами — люди серьёзные.

Денис Катасонов «В четырёх стенах» (Moroz Records, 2023)
От дебютного альбома гитариста Дениса Катасонова, игравшего в весьма разнообразных составах (ex- Григорий Лепс, ex-«Легион», ex-«Харизма», ex-Hieronymus Bosch) музыку от мейнстрима и поп-рока до хэви ждешь мощного звука. Альбом дарит его не всегда, но и поп-музыкой не становится. Звучит «А мне плевать и я давлю на газ!» – вполне рок-н-ролльный образ, но во многих песнях он компенсируется психоделичной романтикой. Общение с поп-звездами, конечно, влияет на качество аранжировок (положительно) и на тексты (рыночно), но именно гитарное мастерство Катасонова определяет музыку и настроение.
Скромный дизайн обложки скорее порадует фаната музыканта, чем восхитит случайного слушателя. Звук безупречен, лапидарен и ожидаем – неожиданностей и взрывов не будет. Альбом не отходит от логичного чередования «быстро – медленно», «напористо-романтично». Звездным вокалистам остается соответствовать заданной энергетике. Их подбор великолепен, это говорит об авторитете автора. Тут можно услышать вокал Михаила Серышева (ex-«Мастер»), Артура Беркута (ex-«Автограф», ex-«Ария»), Алексея Булгакова («Легион»), Александра Леонтьева («Король и Шут», «Северный Флот»), Кости Грим («Братья Грим»), Ксении Коробковой. Такой парад певцов требует отменной работы группы, среди инструменталистов — звездные А.Грановский (Мастер), А.Харьков (Кипелов). Звук же подстраивается под вокал, становится мягче, гитара не лезет вперед, не конкурирует с голосами — она хороша в любом месте. Музыка альбома может звучать и в утреннем эфире, и на металлическом сейшене и везде он будет находиться на границе стилей, объединяя людей с разными пристрастиями.

Чёрный Кофе «Вольному – воля» (Moroz Records, 2023)
Эксперты полагают, что этот альбом был лучшим у «Чёрного кофе», но он не получил на выходе достойного продвижения. История легендарного и высокотиражного релиза, «дебютировавшего» на мелодиевском виниле еще в 1990 году, включает разборки внутри группы, изменения трек-листа, новый мастеринг — это всё часть творческого пути тех, кто играл тяжёлый рок. Теперь можно посмотреть на эти события и послушать диск без липкого медийного шума – ведь metal теперь тема нишевая.
Ребрендинг альбома показывает, как далеко ушла издательская индустрия в стране, музыка такими темпами не развивалась. Новое издание, пожалуй, «к лицу» Дмитрию Варшавскому и ко. Звонкий мастеринг под стать вокалу, фэнтазийный новой кавер продолжает стилистику последней, на сегодняшний день, студийной работы группы «Слёзы дождя». Давнишние фаны, представляющие группу иначе, ожидаемо ругаются. Их не трудно понять, но «Чёрный кофе» теперь выглядит вот так! Песни сочетают театральность и экстравертность, доходчивость и понимание стиля. Тексты Алекса́ндра Шаганова («Вольному — воля», «Брожу по городу один», «После тебя»), философсвуют, это принято в жанре и делает песни хитами. Варшавский более лиричен, он охотно сочинял медленные красивые темы. Выделяется, даже почти торчит из трек-листа гимн «Это — Рок!», собравший в качестве вокалистов Федора Васильева («Круиз»); Александра Монина (ЭВМ), плюс «гостевую» ритм-секцию — Сергей Потёмкин («Форт-Росс») — гитара: Сергей Кудишин — гитара; Сергей Черняков — барабаны.
Так сейчас звучит рассказ про «то время» и «плохому» слушателей тут не научат. Будет ли эта музыка широко востребована – вопрос. Но, в любом случае, выход такого заметного релиза — дело полезное. К группе у наблюдателей всегда были какие-то вопросы, но сомнений в том, что это классный коллектив, важный для истории отечественной рок-сцены, не было никогда. Яркое, даже несколько провокационное, возвращение «Черного кофе» на рынок актуальных изданий – шаг к нормальному, здоровому музыкальному рынку.