«Происшествие», открывающее границы. Интервью с Алексеем Караковским и Ольгой Терещенко (Элайной)

Группа «Происшествие» отметит в этом году 30-летие — возраст, кажущийся невероятным. Некоммерческим музыкантам, более всего ценящим свою независимость и берущим инструменты в руки в свободное от основной работы время, не так просто найти возможности для реализации своих идей, но «Происшествие» как-то справляется. Несколько дней назад на легендарной студии Яна Сурвило началась работа над семнадцатым альбомом группы «Открытая граница», который обещает существенно отличаться от предыдущих работ.

На наши вопросы отвечают основатель группы Алексей Караковский и клавишница, автор песен Ольга Терещенко (Элайна), ставшая участницей коллектива в прошлом году.

Контрабанда: Теперь в группе два лидера?

Алексей Караковский: Да. Я уже несколько лет не исключал, что закрою проект, если в нём не произойдёт никаких ощутимых изменений. Но, к счастью, у группы открылось второе дыхание. Радикальная смена состава стала здесь и причиной, и следствием. Оля пришла как автор песен, это её проект в той же степени, что и мой. Мне нравится, что получается из этой затеи. Мы готовы уйти от простых путей, нам скучно быть прежними.

Ольга Терещенко: Я стала участницей группы случайно. Получилось так, что в процессе записи альбома «Один раз для меня шёл снег» солистка не смогла больше участвовать в деятельности группы. И тогда Лёша позвал меня и Настю Диевскую закончить начатое. Мне досталась задача спеть бэки в двух песнях альбома, и мне так понравился материал, что, наверное, я впервые обратила пристальное внимание на творчество «Происшествия», хотя с Лëшей к тому времени мы уже полгода работали в другом проекте. И чем больше знакомлюсь с этими песнями, тем больше проникаюсь этими красивыми поэтичными текстами, яркими блюзами, безбашенным рок-н-роллом. Я очень рада, что Лёша пригласил меня попеть с группой на концертах. Поначалу я чувствовала себя неуверенно в качестве вокалистки, потому что опыта работы в команде у меня раньше не было. Если не считать хоровое пение, но это было лет двадцать назад, ох, и это другое. А сейчас вошла во вкус. Некоторые мои песни уже взяты в работу, и мы собираемся записывать их на будущих альбомах. Вот прям сегодня и начнём!

Контрабанда: Группа сильно поменяла стилистику, но всё так же узнаваема. Как удалось этого добиться?

Алексей Караковский: Я думаю, существует три основных подхода к написанию песни. Первый: текст песни не имеет значения, музыка, по большому счëту, тоже, главное — ритмика. Так создаётся танцевальная, электронная музыка, рэгги, транс, ну и многие направления в рок-музыке устроены так же. Этот подход мне не близок, я такую музыку не слушаю и не играю. Второй подход — это когда история рассказывается в тексте, а музыка проста и минималистична. Характерные примеры — это бардовская песня, панк-рок и наиболее выразительная, сюжетная часть попсы. Что касается русского рока, то он, наверное, делится пополам между первым и вторым подходом, потому что в плане музыки он по определению вторичен и несложен, и если слова песни не несут особого смысла, уводят в абстракцию, то получается, что в песне остаëтся только ритмика. Вероятно, мне категорически не близок русский рок именно потому, что я обращаю внимание на слабые тексты и заштампованные гармонии. Но при этом я сам не один десяток лет работал именно в этой традиции, когда текст приоритетнее, а музыку ты хоть и стараешься сделать небанальной, но она всё равно не так важна. Третий подход — это когда музыка рассказывает свою историю, а текст её дополняет. Такие песни сразу обращают на себя внимание частичным или полным отходом от формулы куплет-припев, модуляциями, мелодическими вставками. Так создаётся, например, прог-рок, мюзиклы. Сейчас, после 29 лет творчества в эстетике пост-панка, мы осознанно пришли к этому подходу. Безусловно, мы не прекратим быть «литературной группой», как позиционирует нас Михаил Гусман, наш басист. И мы не собираемся перегружать музыку, делая её несъедобной. Наоборот, наша цель — чтобы сложная мелодия звучала как можно проще.

Ольга Терещенко: В августе 2023 года мы ездили с Лëшей по разным городам Сибири с концертами, это было очень захватывающе и вдохновляюще: величественный Байкал, шумная Ангара, города Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Томск, Омск. И везде нас тепло встречали, везде мы находили поддержку нашим миролюбивым взглядам. Сотни обнимашек и обещаний приехать снова, ну «или вы к нам». После этого путешествия я вернулась заряженная на развитие и рост. Почти сразу сочинила несколько песен под фортепиано — неожиданно для себя. Раньше я только для гитары сочиняла. Одну из этих песен мы стали сразу репетировать, а в концерте, посвящённом дню рождения Алексея, я уже играла на электронном пианино и пела, спрятавшись за ним, а не стоя с пустыми руками, как раньше. И, к своему собственному удивлению, роль поющей клавишницы мне пришлась по душе! Я и не знала, что так могу, но слушаю записи с концертов, и понимаю, что это неплохо.

Контрабанда: Почему альбом называется «Открытая граница»?

Алексей Караковский: Я думаю, он про открытость миру и к людям, то есть про доверие. И про принятие — себя и людей.

Контрабанда: Каков сейчас состав группы?

Алексей Караковский: В «Происшествии» до сих пор играют двое людей, создавших коллектив в 1994 году — это я и басист Михаил Гусман. За саксофон и флейту отвечает Михаил Ашихмин — как и Оля, он пришёл к нам в прошлом году. За ударными у нас обычно король рок-драйва Александр Баранов, но конкретно на этом альбоме мы хотели бы посотрудничать с кем-нибудь из музыкантов, которые умеют и любят играть иначе — тихо, изящно, по-джазовому. Скоро у нас появятся первые студийные премиксы, а с ними какая-то конкретика — тогда и позовём кого-нибудь, кому близка такая стилистика. Пока у нас есть только очень атмосферные видео с квартирника на Никитских воротах (см. в конце публикации).

Контрабанда: В новой программе нет ни одной песни на политическую тематику, почти все песни о любви. Почему?

Алексей Караковский: Мы ушли от политической повестки по очень простой причине: мы донесли свои взгляды до всех, до кого хотели. Нас пытались напугать или продавить, но в итоге мы добились того, что нас принимают такими, какие мы есть. Это раз. А во-вторых задача альбомов «Радио Арктика», «Все разговоры записываются» и других состояла в психологической подготовке тех, кто находится в зоне риска. Но теперь время тренингов закончилось, нашим соотечественникам приходится получать реальный опыт выживания в агрессивной социальной среде. Это лучше, чем делать вид, будто ничего не происходит. Как минимум, честнее по отношению к себе и близким. Я надеюсь, наши песни поддерживают тех, кому сейчас нужны силы, кто испытывает боль. Я всегда думаю об этом, когда пою.

Ольга Терещенко: Меня очень воодушевляет та музыка, которую мы сейчас сочиняем и поём. Это какой-то поток жизни и добра во мраке того безумия, что творится в мире. Мы сами живём этой музыкой и хотим поддержать наших слушателей, обнять их каждой песней, так сказать. Нам нужно выжить, пронести себя через эту эпоху и не расплескать сосуд человеколюбия, мудрости и веры в людей. Эта задача стоит перед всеми здравомыслящими людьми сейчас.

Контрабанда: Как получилось, что вы вдруг отважились поменять в группе примерно всё? Может быть, был какой-то повод?

Алексей Караковский: Определëнного повода не было. Побудительным мотивом для изменений стало ощущение счастья. Да, как ни странно, но это так. В конце декабря мы с Олей как-то болтали за чашкой кофе, и вдруг поняли, что испытываем одно и то же чувство гармонии — что мы сильные, взрослые люди, у нас замечательные супруги, дети, друзья, работа, что мы можем собираться на репетиционной базе и полностью погружаться в волшебство творчества с такими замечательными коллегами как Миша-басист и Миша-саксофонист. В нашем мире нет драм, интриг, пьяных загулов, зависимостей, страстей — есть только звук и слово. Группа «Происшествие» — это просто какой-то островок спокойствия и здравомыслия в мире обострённых эмоций, уязвлëнного самолюбия, депрессии, неуверенности в себе. Может, для кого-то простые радости жизни это мелочи, а для нас — важнейший ресурс.

Ольга Терещенко: Мне кажется, мы с Лëшей вдохновляем друг друга на творческие и трудовые подвиги, подталкиваем к развитию. В этом смысле это очень плодотворный союз, я счастлива, что всё сложилось так, и хочу сочинять новые песни как для группы, так и для своей сольной программы, до которой когда-нибудь таки дойдёт. А пока есть, чем заняться!

Контрабанда: Какие планы?

Ольга Терещенко: Сейчас мы репетируем и готовим к записи песни аж для трёх новых альбомов, я уже потеряла счёт входящим данным, но Лёша умудряется держать в голове структуру альбомов, композиционный план и прочие важные штуки.

Алексей Караковский: Запись альбома, концерты, летние фестивали — всё, как всегда. Надеемся, что нам удастся собрать денег на студию — по крайней мере, помощь наших друзей позволила хотя бы начать работу, это уже немало. А ещё в этом году группе исполняется 30 лет. Будет выпущен юбилейный трибьют-альбом, проведём грандиозный концерт в честь события — возможно, даже не один. Самое главное, что у нас есть планы — значит, и будущее тоже есть. Учитывая мои планы дожить до глубокой старости и всё это время играть рок-н-ролл, это здорово!

Квартирник «Происшествия» на Никитских воротах (фрагменты)

В конце ноября 2023 года группа «Происшествие» выступила на квартирном концерте у писательницы Нины Данилевской с программой «Открытая граница». Некоторые песни были записаны на видео из зала дочкой Алексея Лизой.