Денис Ступников – «Ария. Возрождение легенды» (2020, АСТ)

Перед презентацией новой книги Дениса Cтупникова (ММДК 2 июня), которая рассказывает про группу «Аборт Мозга», вспоминаем одну из самых заметных предыдущих работ автора. Её тема – актуальное состояние и, скажем так, дыхание ведущей российской хэви-команды – легендарной группы «Ария». Представляется, что в этом труде, вышедшем несколько лет назад, высветились не только заявленная тема, но и подход, и метод, и квалификация Дениса.

Музыка «Арии» – символ жанра «хэви» в России. В момент появления группы, это был взрыв и фурор, такого сочетания качеств не знала земля русская и рок русский. Сейчас трудно передать восторг и удивление, которое испытывал рядовой меломан, услышав первые записи сделанные, предположим(), «с воздуха», на кассетный магнитофон, во время фестиваля «Рок-панорама-86». Рассуждения о закордонных аналогах появились позднее. Изначально же было ощущение свежести и своевременности, при, положенных по стилю, жесткости и напоре. Можно было бы уйти в рассуждения о судьбе страны и рок-музыки, но книга занята насущными делами, говорит о событиях. История предыдущих, «золотых» периодов присутствует, но не это тут главное. Заголовок книги подчеркивает, что описывается точка бифуркации, момент, когда рождалось новое качество.
Как водится в наше время, основа текста – рассказ о событиях от непосредственных участников. Этот метод создания текстов очевиден и понятен. Слово держат все. Вокалист Михаил Житняков («Гран-Кураж») и легенда стиля, автор текстов Маргарита Пушкина – в центре внимания вместе с ветеранами состава. Основа происходящего то, что дуэт Виталий Дубинин/Владимир Холстинин, остается устойчивым и стилеобразующим. В книге есть и слова экс-фронтмена Валерия Кипелова, впрочем, его группа воспринимается с «Арией» если и не одной “семьёй”, то, точно, в одной стилевой нише, на одной ветке генеалогического дерева стиля. Взгляд поэтому формируется многополюсный и эмоциональный.
Автор, кандидат филологических наук Денис Ступников, написал несколько книг. Их героями становились «Юрий Хой и группа Сектор Газа», «Северный флот», «Йорш», Otto Dix. Денис пишет статьи по пока что редкому предмету – роковедению и реализует знания на практике, постоянно отслеживая тенденции и новости рок-рынка, не обходя вниманием как опытных, так и начинающих музыкантов. Рассказ же про «Арию» ведется неспешно и детально, Группа, кстати, оставляет такое же ощущение – крепко спаянного, качественного проекта. Опыт позволяет автору находить точки опоры, равновесия в тексте, который должен, вроде бы, говорить о крутизне, а говорит и о жизни. Эффект присутствия силен, кажется, книга идет за группой по гримеркам, аренам и манежам. Но дело и в особом подходе к редактуре. Подобные тексты, как правило, это некий калейдоскоп мнений. Тут же они сведены в повествование, логично взаимосвязаны. Фактически это и делает книгу, создает нужную синергию.
То, что «Ария» успешно и бурно функционирует с середины 80-х годов прошлого века, оставляя за собой звенящий шлейф альбомов, легенд, сайд-проектов бывших участников, говорит, что группа энергию от своей деятельности и получает, и успешно затем реализует – отдает, делится. Книга наследует этим аспектам и воспринимается поэтому, как достойный участник процесса.

Tags:

Comments are closed

Архивы