Ура. Отечественная цивилизация доросла до уровня переизданий монографий о рок-музыке. Перефразируем поэта – если переиздания выходят, значит это кому-нибудь нужно! То есть, существует информация, которая не растворяется в сетевом балабольстве, а предполагает запоминание, долговременные, повторяющиеся положительные эмоции, которые даются только при серьезном знании и чувствовании. Те, которые появляются, например, при взгляде на книжную полку.
Книга состоит из аналитических материалов и статей-обзоров, посвященных большим звёздам стиля, вдохновенно расписывает смены составов команд и стилистические изыски, отражая вкусовую палитру автора. Это не энциклопедия – такое замечание, к сожалению, почти обязательно звучит в разговоре о новых книгах. Поэтому тут может послышаться меломанское – «Почему Yes, а не Genesis?!» Варианты таких споров известны, их число бесконечно. Выбор тем, естественно, личный, но подтвержденный квалификацией автора. Елена Савицкая — кандидат искусствоведения, специалист по прог-року, она знает то, о чём пишет, изнутри, сама играла на разных инструментах в разных проектах. Например, с культовым рок-гитаристом Александром Костаревым, в проекте «Оксо и Эспанцы», со звездой андеграундного прога Озмой Нагатовной, лидером группы Absent Sunday. Поэтому, читать книги Савицкой – удовольствие особое.
На дворе не 70-е годы прошлого века, когда модно было любить «музыку чтобы думать» – бытовала такая фраза, призывавшая приподняться над банальностью. Теперь мысли проще, ситуация же сложнее. Народ бодро не любит абстрактное мышление, исторические комментарии, поиски смыслов и эстетические бантики. А их в музыке «прог» хоть отбавляй. Поэтому она оказывается «против шерсти» окружающему попс-миру, вспоминает, что она все же рок-н-ролл! Оставшись вне хит-парадов, прог-рок вобрал творческие озарения и мечты многих достойных музыкантов. Но Елена отмечает и современную стагнацию, упрощение музыкального и образного языка.
Новый том – пример подхода к процессу, от которого отвыкают. Текст 2015 года, в традициях предыдущей цивилизации, дополнен и аккуратно исправлен. Но второе издание отличается от первого, кроме редакторских правок, появлением материала про французскую группу Art Zoyd. То есть, книга, как живой организм, росла в сторону ухищрения, а не упрощения! Казалось бы… добавить какую-нибудь расфуфыренную пауэр-команду или медийных поп-модников, поднять тираж! Хайпануть, как говорят сетевые зомби… Но нет, Art Zoyd – эстеты и экспериментаторы, то есть произошло гуманное и гуманитарное движение в «обратном» направлении, вперёд – в авангард.
Стиль прогрессив-рок не назовешь ни народным, ни корневым. «Главный герой» книги изначально – не для «всех». Да и сам «прогресс» термин теперь – сомнительный, последние десятилетия светлые ассоциации подрастерявший. Но для части людей всё равно генетически интересно, как устроена окружающая жизнь, история, искусство, психология. Поэтому, с надеждой на позитив, на реальный прогресс и соответствующий ему прогрессив(!), ставим том на полку рядом с изданием Савицкой «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року». Не забудем и про эту «сестру» нашей книги, работу, описывающую отечественный сектор интересующей нас стилевой ниши.
Елена Савицкая – Прогрессив-рок: герои и судьбы (Rock-ExPress 2023)
Categories:
Tags:
Comments are closed