Архангельский музыкант, виртуозный барабанщик Олег Юданов, недавно оставивший этот мир, более всего известен, как участник легендарной группы «Архангельск» Владимира Резицкого. Но, в последующие годы, он играл во множестве проектов, везде и всегда привнося позитивную энергетику и имея непререкаемый авторитет. Вспоминая ушедшего мастера, слушаем некоторые недавние альбомы, в записи которых он участвовал. Это диски звёзд современного отечественного джаза и каждый из замечательных импровизаторов словно предлагает вариант признания, воспоминания о Юданове – от композиторского джаза до взрывных фри-джемов. Кто-то из этих музыкантов тоже уже завершил свой земной путь, они теперь ориентиры и пункты формирования культурной ауры поколения, а данная подборка становится свидетельством новой эпохи расцвета свободной музыки.
Тарасов Владимир и Круглый бенд «Sound Tapestries» (SoLyd Records, 2019)
Запись удивительного концерта в городе Архангельск, приуроченного к 70-летнему юбилею барабанщика Владимира Тарасова (экс-ГТЧ). Знаменитого музыканта в «ударном» творчестве поддерживают Юданов и Пётр Ившин – наверное, один из самых креативных и разнообразных музыкантов на современной сцене, успешно играющий во множестве проектов. Эта «сборная команда» лучших, ударные музыкальные инструменты получают право первого голоса. Они то вдумчивы, то агрессивны, им отдана авансцена, но альбом при этом не становится записью только ударных.
Равновесие поддерживает блестящая команда солистов, полтора десятка звёзд-импровизаторов. Оркестр позитивен и креативен, это инкарнация «Круглого бенда». Музыканты разные, поэтому альбом пестр и по звуку, и по настроению. Это обстоятельство отражает талант Тарасова, который именно так и играет всегда, создает радугу стилей, звуков.
В тот год были ещё три юбилея у участников концерта – 70-летие Олега Юданова, 40-летие Алексея Круглова и 20-летие со дня образования «Круглого бенда». Фейерверк поводов спровоцировал и музыкальное раскрепощение. Но выбор солистов диктуется не случаем, а знанием их возможностей. Лидер современного архангельского джаза, гитарист Тим Дорофеев, появляется на пьесе «Tapestry # 7», на этом же треке звучит поющий песню гармонии дудук Антона Котикова.
Работает и название альбома – «Звуковые гобелены». Оно оказывается, если не говорящим, то ощутимым и напоминает, кстати, и про альбом Тарасова с Кругловым «Sound Spaces» (2015), развивает идею создания звуковых пейзажей. Юданов же показательно присутствует на всех треках, создает базу, основу барабанного пиршества с оркестром. Любители такого звука, ну и слушатели сольных альбомов Тарасова, получат гарантированное удовольствие.
Арт-Квартет Тима Дорофеева «На солнечном исходе» (ArtBeat Music, 2019)
Альбом авторской музыки Тима Дорофеева, которая воспринимается тут, как народная. Несмотря на успешные уходы-улёты группы во фри и джаз-рок, звучит все же мейнстрим – по итоговому комфорту, настроению, по послевкусию. Музыканты – супер-квартет, достаточно сказать, что все участники (Олег Юданов — барабаны; Николай Клишин — бас; Константин Седвин — вокал, флейта), кроме самого Дорофеева (гитара, музыка), входили в состав одной из главных легенд отечественного джаза, группы «Архангельск» п/у Владимира Резицкого.
Приглашенные духовики Виктор Хабаров, Денис Овчинников и перкуссионист Алексей Барандов дополняют бурную атмосферу. Длинное, традиционное, почти необходимое, в таком формате, соло Олега Юданова подтверждает, закрепляет ощущение от происходящего. Запись отличает, словно улетающий в мир хтони, психодела вокал Седовина. Он внезапно и ясно показывает, что джазовый скет близок русскому восприятию музыки, да и импровизация – нечто «наше» народное, базово-понятное. Пение Седовина ассоциируется не с джазовой классикой, а чем-то суровым, поморским, раскачивающейся безбрежной красоты там очень много. «Во, дают!» – хочется крикнуть, присоединиться к музыкантам и придумывать – танцевать с ними странные, неспешные танцы,.
Юрий Маркин «Я верю в Атлантиду» (АРТсервис, 2020)
Альбом строг и серьезен, красив и разнообразен. Композиции записаны известные, но они впервые собраны в сюиту и сыграны в формате небольшого ансамбля – комбо. Автор музыки, авторитетнейший джазовый композитор Юрий Маркин создал из них альбом – единое произведение. Это синтетическое искусство, даже оформление релиза выполнено с использованием картины Маркина, оно и начинает, и довершает формирование общей ауры. Музыка «Я верю в Атлантиду» («I Believe In Atlantis») сдержанная, без лишних аффектов. Это позволяет не спешить, излишней экспрессии тут нет места.
Диск записан созвездием талантов и показывает, возможный на это время, высокий уровень музицирования. Тема – обращение к модальному и ладовому джазу, это отвечает активному участию в создании релиза Алексея Круглова. Культовый сксофонист и перформер тут и продюсирует, и солирует, и рассказывает в аннотации – про альбом, да и просто задает настроение происходящему. Музыка запоминается и ярко поданными аранжировочными находками от играющего на контрабасе смычком Игоря Иванушкина до размашистых и даже громоподобных соло Олега Юданова. На двух треках появляется Аркадий Шилкопер. Диалоги его валторны с саксофоном Круглова звучат мастерски и внезапно, у этих импровизаторов неожиданных идей более чем достаточно.
В компании мастеров важным оказывается умение не только «показать себя», но и высветить каждый соседний инструмент – как приличествует в джазе. Все дают солисту возможность показать всё своё умение и каждый с удовольствием делает в звуке – шаг вперед. Идет обмен не столько энергиями, сколько идеями. Прозрачность саунда, ясность, точность воплощения, хотя не все эти качества обязательно «джазовые», делают запись почти идеалом стиля. Формируется ощущение, которое и должно исходить от творчества большого музыканта, несколько уже непривычное стремление к высокому, к идеалу, к эстетической, и эмоциональной синергии. Запись — июнь 2015 года, выпущен CD в 2020-м, он стал продолжением альбома «On a Large Scale» (FancyMusic, 2017), записанного в более широком составе к 75-летию Маркина. А в 2022 году Юрий ушёл из жизни, альбом одна из последних работ замечательного музыканта.
Равиль Азизов «Acme»(Fancymusic, 2021)
Идея устроить «живую» запись одного из концертов, регулярно проходивших в рамках фестивалей «Leo Records в России» в питерской студии Red Wave Studio, принадлежит музыканту Равилю Азизову, известному, в том числе, по участию в культовой группе «Оркестрион» и по работе с Борисом Юханановым. Стиль питерских сессий, проходивших с приглашенными и, создававшими соответствующую атмосферу, зрителями – утонченный фри-джаз. Звучание записи определяется оригинальным, словно пульсирующим, расширяющимся и сужающимся форматом ансамбля. Неспешное звукоизвлечение трио духовиков: Равиль Азизов (кларнет), Алексей Круглов (альт-саксофон), Влад Быстров (кларнет, альт-саксофон), чередуется с вещами, записанными при поддержке ударных Олега Юданова, а на финальном треке к квартету присоединяются Денис Кириллов (фортепиано) и Дмитрий Шубин (фортепиано, электроника). Эксперимент в итоге получился удачным и запомнился. А запись посвящена памяти Азизова, к сожалению, ушедшего из жизни вскоре после неё.
Ганелин, Круглов, Юданов «Access Point» (Losen Records, 2021)
Ансамбль, записавший альбом, был образован в 2012 году на первом фестивале «Leo Records Fest in Russia» и сыграл тогда прекрасный концерт в культовом зале МЭЛЗ. Имя Вячеслава Ганелина – гарантия музыкального чуда, а то, что для участия в легендарном сочетании «Трио Ганелина» были выбраны именно Алексей Круглов и Олег Юданов не вызвало тогда ни капли удивления. Музыканты тут на своём месте. Очевидно и то, что о замещении легендарного состава ГТЧ речь не шла, не идёт, да и не должна идти, хотя сравнения неизбежны и естественны.
Диск записан в московском КЦ ДОМ в 2017-м, а издан в Норвегии. Это не первый релиз звёздного трио. В этом составе ансамбль поехал на гастроли в Китай. Последовали альбомы «Live in Shenzhen» (Leo Records, 2015) и «Us» (Leo Records, 2016). «Access Point» достойно продолжил эту линейку, подтверждая уровень креативности и вдохновения, взаимопонимания участников, сложности взаимодействия и открытости инициативам партнера. Итог содружества мастеров – насыщенный, яркий фри. Палитра тембров, красок и образов великолепна, а музыкальная абстракция реализуется на самом высоком уровне.
Сергей Старостин / Тим Дорофеев / Олег Юданов / Николай Клишин / Константин Седовин / Алексей Барандов / Тыну Найссоо / Владимир Тарасов / Алексей Круглов – «Глубоко, глубоко» (ArtBeat Music, 2022)
Бурный, по-хорошему ярмарочный альбом, глубокое (sic!) взаимное проникновение джазовой и народной музыки. При этом, она переходит и в чрезвычайной красоты фьюжн, и в, кажется, знакомый только фолк-исполнителям особый уровень свободы, творческий взлёт. Диск записан на финальном концерте фестиваля «Международные дни джаза 2019» в Архангельске. Четыре трека – народные, три – авторства Тима Дорофеева с коллегами. К звёздному составу ансамбля Дорофеева присоединяются приехавшие на форум джазмены и главное – Сергей Старостин. Запись формируется вокруг него, он же реализуется в привычной, размашистой эстетике, поёт песни, читает сказку и чувствует себя прекрасно, как и великолепный Тыну Найсоо (рояль). Эстонский виртуоз, много и успешно последние годы игравший с российскими музыкантами, эстетику северного джаза чувствует идеально.
Состав настолько звёздный, что в названии альбома его перечислили полностью и это очень правильно. Соло Юданов в треке «Тройка» – философия и медитация, оно звучит именно глубоко. А на заключительной, восьмиминутной композиции «Ярмарка» к бэнду «в гости» приходят Владимир Тарасов (ГТЧ, барабан) и Алексей Круглов (саксофон), выделяется тут и, естественно, солирующий Юданов. Скороговорки в «Двинских наигрышах» легко «отменяют» рэп, русские наигрыши и напевы дают много очков вперед скетам и джазовому импрову. В итоге, формируется дух народного гулянья, хотя, в целом, спектр настроений альбома очень велик. Эти особенности подсознательно ожидаемы, как и формат записи, но яркая реализация доказывает, что тут рождается новое качество.
Comments are closed