«Контора Кука» / «Тир на Спортивной» (Геометрия, 31 декабря 2022 года)
Это самая красивая, в парадоксально-бытовом смысле, программа самарской психоделической формации. Её аварт-рок, изысканный и минималистичный, звуча на фоне окружающего медийного музыкального слабоумия, аранжировочная и тембральная фантазия группы, постоянный поиск, представляются для «Конторы Кука» обязательными, это такая авангардная «норма». Но на альбоме 2022 года происходит преображение эстетики КК. Акустические гитарные переборы заменяют креативный индустриальный нойз предыдущих дисков. Какая-то неземная вежливость и инфернальное осознание быта сквозит из манеры пения. В складывающемся в итоге образе появляется что-то позитивно-средневековое, слушателю рассказывается не просто история, но история духа.
Прозрачный, отточенный инструментал тут более чем уместен. Музыка по-прежнему кажется электроникой, индастриалом, но она сыграна на изысканной акустике, в которой каждый звук – сюрприз. Альбом показывает, как много могут бас-слайд и фоновая электроника, когда они понимаются широко, даже, пожалуй, уникально. Разреженные клавишные аккорды и суховатые ударные напоминают про французскую киномузыку, но не «золотых» времен, а сравнительно недавнюю, что-то сродни Яну Тирсену. Ещё одна ассоциация с музыкой альбома – плетение, орнамент. У лидера КК Владимира Елизарова удивительное, абсолютное, но совершенно особое чувство деталей, тембральных нюансов. Его музыка ритмична, это непростые ритмы, хотя двигаться под них так же естественно, как дышать. Вспомнились и динамичные, чудные (ударение по вкусу!) танцы в исполнении группы во время давних концертов.
«Геометрические» компакт-диски «Конторы Кука» выходят в особых упаковках, словно издатели относятся к ним, как к артефактам, которые надо беречь сразу же, не дожидаясь бега времени, и предполагают, естественно, такое же отношение и у слушателей. Эти обложки требует бережного отношения и внимательного разглядывания, их надо долго вертеть в руках. И хотя в наше время дизайнерская мысль летает и клубится (ударение по вкусу!) свободно и незадумчиво, наличие концепции в этих мягких диджипаках очевидно – их идеи приновит сама группа. Музыка же, при этом, у самарцев вовсе не мягкая и для ушей не бережная, хотя и по-своему напевная. Пожалуй, песни «Конторы Кука» из «Тира на Спортивной» перешли из размашистой метафизики в камерную лирику, это настоящая музыкальная алхимия. Тексты же остался по духу ранимыми и тонкими. Появляющиеся имена женщин – «Софи», «Люси», намекая на то, что же происходит в душах музыкантов. Эти имена словно определяют место и время, в котором должны звучать эти песни, эти мансарды и чердаки, выставки авангарда и прогулки по осенним набережным. Архаичные романсы оказываются рядом с актуальными речитативами, они «договариваются» и сохраняют, в итоге, романтичное настроение. Представляется, что такая музыка, отражая сложные времена, доставляет одновременно и удовольствие, и разрядку не только слушателям, но и самим музыкантам. И сохраняет, при этом, и ассоциативность ауры, и психоделичность послевкусия.
Comments are closed