Эти записи культовой рок-певицы Янки Дягилевой обнаружил, во время переговоров, поездок и прочих движений, работая над книгой «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой», критик, рок-литератор Сергей Гурьев. Логично, что он стал продюсером подготовленного и выпущенного в итоге альбома.
Эти пленки в общежитии в Новосибирске записывал Валерий Рожков (брат другого сотоварища Егора Летова — Александра). Та, мемориальная общага – на обложке диска. Альбом состоит из двух основных частей и трудно решить, какая же из них – основная. Первая – пропавшая, но многими вспоминаемая, запись мая 1988-го. Гурьев её нашел у янкиного друга Андрея «Бороды» Ковалева, у него лежала «зажёванная» старая кассета многими недобро поминаемой фирмы Konica. Вот как бывает – пригодилась именно она. Вторая часть записывалась на год позднее, её предоставил инди-продюсер Сергей Мясоедов из Харькова. На ней стояла надпись «Крестовый ноль», давшая название релизу. В итоге, собранная по кускам, фонограмма сложилась в альбом, который, как оказалось, имеет свою особую искру, ауру, особый дух и смысл.
Егор Летов, выпуская записи Янки, подвергал их решительному мастерингу, почти авторизовывал. Теперь они впервые звучат так, как были записаны и, надо сказать, звучат очень интересно, раскованно и полётно. Это другая Янка – до альбомов, до поездок и до много ещё чего. Летов считал записи просто набором треков и разбросал их на разные альбомы, как бонусы. Теперь можно сформировать альтернативный взгляд на эти вещи, как на целостное произведение и как отражение времени.
Впервые изданы инструментальные треки, записи возвращён оригинальный саунд. Так, полностью и с первоначальным звуком она ранее не издавалась. Альбом записывался в традиции «стерео» 60-х – подобный подход можно услышать на некоторых вариантах изданий ранних альбомах битлов – когда вокал звучит из одного канала, динамика, а гитара — из другого. Этот архаичный, но естественный для небогатых музыкантов подход к саунду теперь восстановлен. Из треков тогда убрали разговоры между песнями, звук перемикшировали в «моно», а песня «Чужой дом» в акустике выходит вообще впервые. В бонусах к альбому ранее непубликовавшиеся два дубля песни «Деклассированным элементам» и хорошо известные — «Про паучков» и «Лучина» — романс, спетый дуэтом Янкой и Анной «Нюрычем» Волковой. Над звуком работал известный мастер реставратор и продюсер Евгений Гапеев.
Творчество Янки – эмоциональный и эстетический конструктор, каждый может найти в нём собственный смысл, но суть остается неизменной. Гурьев определяет содержание песен Дягилевой, как эсхатологическое. Она явно что-то чувствовала, да что там, это надвигающееся «что-то» чувствовали тогда многие. Но она это ощущение выразила и очень сильно, её тексты со временем пугающе наращивают свою актуальность, вырастая из маргинального творчества в экзистенциальное описание мира и времени вокруг.
В заключение же, не забудем отметить, что выход тома-биографии звезды рок-андеграунда «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой», которую пишет Гурьев, также ожидается на «Выргороде» и найденный альбом и будущая книга явно повлияли и точно дополнят друг на друга.
Янка – «Крестовый ноль» (Выргород, 2023)
Categories:
Tags:
Comments are closed