Инна Медведун известна как основательница и ведущая поэтического шоу «Птица поэта». Мне неоднократно доводилось бывать на нём, и я иногда думаю: сколько ж людей прошло через него, сколько авторов? Читала стихи на этой сцене, разумеется, и сама Инна. Её поэтическая интонация всегда была чёткой и узнаваемой – несмотря на десятки и сотни соседствующих голосов. Именно эта интонация и привлекает в её стихах – уверен, не только меня.
У Инны вышло немало аудиорелизов, в которых она исполняет стихи под музыку. Я не изучал досконально их все, но могу допустить, что они звучат так же цельно – и по поэтической интонации, и по музыкальной стилистике. Только что вышедший альбом «Естество, ч.2» подытоживает сделанное. Заодно я послушал и первую часть, но расскажу всё-таки больше о второй – на мой взгляд, более разнообразной, продуманной и нетривиальной по замыслу. Не исключено, что дело тут и в концепции: первая часть «Естества» расссказывает о личном, вторая – о вселенском.
Вообще мелодекламация, особенно под эмбиент – это непростая работа для слушателя. Убаюкивающая музыка и распевные интонации как бы вводят в транс: сначала ты перестаëшь следить за сюжетом, а потом пропускаешь смысл отдельных слов. Остаётся лишь звуки музыки и голоса, который к этому моменту тоже работает как музыкальный инструмент. В итоге, ответить на вопрос, что хотел сказать автор, после первого прослушивания невозможно: нужно слушать ещё и ещё, желательно следя глазами за текстом. Правда, альбом достаточно короткий – переслушать заново несложно. Может быть, имело смысл сделать его длиннее.
Кстати, о текстах. Они действительно нетривиальны. Ключевую роль в них играют некие ключи-символы, которые надо понимать не буквально, а как часть глобального мета-образа. Есть и сюжетные линии, в основном не очень чёткие, но имеющие символический смысл. Свободная форма стиха, еле удерживающая ритм дольника и скреплённая редкими, часто неточными рифмами, как бы говорит, что ваши привычные ключи к пониманию поэзии здесь работать не будут. И ведь не поспоришь!
Когда текст сводится к звуку, он превращается в магию, заклинание. Поэтому меня совершенно не удивляет посвящение Егору Летову среди совершенно непанковских текстов. Судя по выбору тем и поэтическому языку, Инна глубоко погружена в субкультуру андеграунда, но мыслит значительно шире, что делает выражение эмоций гораздо интереснее, чем обычная лирическая интроспекция. И это мне, кажется, составляет основную ценность «Естества».
Совершенно неясно, можно ли выделить отдельные треки из этой работы – стилистически единой и полностью соответствующей замыслу. Не хотелось бы примешивать сюда свою собственную вкусовщину, но пару моментов отметить стоит. Во-первых, есть ощущение, что в первой части «Естества» музыка встраивается в стихи, а во второй – наоборот, стихи в музыку, и такой подход удачнее. Причём возможно, что это не результат работы музыкантов, а принцип студийного сведения треков. Во-вторых, вторая часть менее прямолинейна по композиции, она оставляет больше воздуха музыке, и это тоже хорошо работает на восприятие текста. Возможно, это связано с тем, что в первой части тексты сами по себе фонетически и ритмически хорошо проработаны, так что музыка в любом случае уходит на задний план. Но это всё вопросы продакшена, вряд ли интересные непрофессионалу. Лично меня очень впечатлил документальный видеоролик, в котором детально отражена работа над альбомом. Это не просто работа профессионалов, это такая работа, в которой ты, в принципе, понимаешь практически всё – как сделано, зачем сделано, и почему не могло быть сделано иначе.
В этом альбоме всё тщательно, всё не случайно, всё подлинно. В это сложно поверить, но он делался два с половиной года – с весны 2022-го! «Хосе мы нашли через группу в дзене Индейцы в Москве. Мы поняли, что нам нужны национальные индейские инструменты в первой композиции», – рассказал Павел Быков. Ильдар Гиридхари, сыгравший на сазе – гуру этнической музыки (в первую очередь, арабской). Сергей Летов – ну о нём можно ничего не говорить. Ашот Даниэлян, Илья Азаров, Собака Рыжий, Георгий Росеба, Людмила Жеравкова – их вклад в эту работу говорит сам за себя.
Заглавное стихотворение «Естество», место действия в котором – мечеть Айя-София в Стамбуле, было написано непосредственно в Айя-Софии. Понятно, что нормальный поэт вряд ли специально отправится в Стамбул писать стихи, дело вообще не в этом, а в том мистическом опыте, который был получен непосредственно в этом месте. Он не мог не породить поэтический текст. Это и произошло. Спасибо Богу, спасибо Инне.
Естество.
Я есть беженец от собственного «Вийя»!
Детский смех слышится в Константинопольской Софии
И мне так легко и глубоко
Закрывая глаза,
Лечу ли я!
Птица во мне ангельское расправляет крыло…
Естество,
Я тебя люблю и любую твою пульсацию
Я принимаю и признаю!
И как я уже говорила:
Я больше чем я…
Моя планета Земля – есть, как минимум,
Моя семья!
Моя лучшая прострация:
Есть совершенство мира
По ногам идёт благодать
И идёт тепло…
Спасибо тебе естество!
Я наконец-то стоя лечу
Я есть твоё порождение
Твоя оболочка и
Твоё продолжение…
Текст: Алексей Караковский.
Фото: Алёна Филина.
Comments are closed