Вежливый отказ – «Не о том речь» (Геометрия/Дом Культуры, 2025)

Новый альбом московской альтернативной прог-рок команды просто требует неоднократного прослушивания. Особенности и метода творчества «Вежливого отказа», и личные – музыкантов, входящих в состав группы, казалось бы, известны, понятны. Но им всегда удается находить новые повороты в звучании, удивлять и концептуальной ироничностью и серьезным качеством музыки. Гитара лидера Романа Суслова осознанно скромна, но в сочетаниях с вьющимися, немного нервными скрипками Сергея Рыженко и Аси Соршневой (Персимфанс), саксофоном Павла Тонковида и поющим, кажется, импровизирующим басом Дмитрия Шумилова, она чертит непростую траекторию «Отказа», ведущую на свет серьёзной музыки и авангарда. Группа известна сотрудничеством с академическими композиторами, её не испугаешь непростой музыкой, она сама к ней тянется и ведёт за собой поклонников. Сделано все, и правда, непросто – по мышлению, по образности. «Не о том речь» логично стал сочетанием альтернативных жанров и, несмотря на ритмическую и аранжировочную сложность, буквально купается в этой эстетике. В ней сошлись творческая бескомпромиссность и «мягкая» творческая сила. К рок-музыке возвращают эмоциональные всплески в пении Роман Суслова. Оно вроде бы и не академично, и не напористо. Результат – вовсе не свободная музыка, она «и рвет, и мечет» организованно, из возможных определений стиля остановимся на часто используемом и особо ни к чему не обязывающем термине «прог-рок».

Ударные и флейта прорабатывают нюансы, напоминая о трагических изменениях в составе группы. В записи альбома участвовал композитор Павел Карманов, ушедший из жизни совсем недавно. Тут он играет, в том числе, на флейте, она барочная и странная,  порой почти джетроталловкая. Место за клавишными, на которых Карманов играл ранее, отдано «докармановскому» участнику группы Максиму Трефану. Вторая потеря – барабанщик Михаил Митин, один из давних, основных участников «Отказа». Музыканта, тоже ушедшего во время работы над альбомом, достойно заменил Илья Варфоломеев.

Впервые все тексты для альбома Суслов написал сам, это создало ощущение особой монолитности, стилевого единства программы. Запись не теряет связей с духом язычества, альбом не забывает про изысканные игры в фонетику. Даже обложка говорит, что слушателю будет ясно не все сразу. Что только не вытворял лирический герой «Вежливого отказ» на каверах их релизов… Самый известный, взятый с картины Свена Гундлаха, стал логотипом группы. Теперь тему развивает легендарный скафандр – «трёхболтовка», придуманный довольно давно и до сих пор применяемый на российском флоте. Надежда в нем на тонкий воздушный шланг, связывающий водолаза с поверхностью. Намек вполне прозрачен.

Закончен некий круг. Кажущаяся трудность музыки группы пускает в неё очень качественных исполнителей. Нечто подобное происходит и со слушателями, даже не намекая на потакание невоспитанным вкусам, просто не замечая пресловутую массовую псевдокультуру. В том, что делал «Отказ», всегда мерещилась фига в кармане, дескать, мы-то всё тут понимаем, но не расскажем! Этот процесс достиг некоего важного пункта. Концерты показывают, что публика у группы есть, диск же покажет, насколько зрители «Вежливого отказа» – устойчивая категория. И это будут непростые танцы!

Tags:

Comments are closed

Архивы