Альбом тихой музыки, в которой мировоззрение понимается в единстве с этникой, а фольклор с шумовыми экспериментами. Союз психоделических вселенных — МХИ и Сергей Летов, создаёт эстетику российского эмбиента, или даже лучше, вернее будет сказать — движений души, не затемнённых слишком часто используемыми терминами «эмбиент» и «медитация».
Почти часовая запись фиксирует выступление удивительного проекта на фестивале «Этноскоп 2024», его принимала станция Яппиля недалеко от Питера. Творческое содружество санкт-петербургского импровизационного трио МХИ и Сергея Летова, желая объять необъятное, летает в океане культур России. И игривая фраза из соцсетей проекта: «Как ты мох?» оказывается не просто шуткой, музыка звучит для всех, но вовсе не просто. Если ждать развития музыкальных тем, то приходит понимание, что у ветра или волн развития не бывает. Они только сменяют лица, образы друг друга в беспрерывном течении.
В проекте МХИ участвуют:
Эдуард Драгунов — исполнитель тибетского тантрического пения и мастер игры на ритуальных инструментах;
Николай Калмыков — известный своими мистическими проектами Колояр Древедь и Хладна;
Дмитрий Каховский — старейший петербургский экспериментатор и авангардист, известный по проектам ТРИО-Z, Тоталитарная Музыкальная секта.
Роль же импровизатора и криэйтора Сергея Летова тут и особенная, и понятная. Музыка Сергея общечеловеческая, он легко вписывается в любое музыкальное пространство. И, тем более, в царство Мхов. Ведь это только кажется, что «мхи» — это что-то внизу, альбом же взлетает вверх, как дымы костров, как облака.
Это не просто полёт, это раскрытие и бесконечное расширение горизонтов. Не фон, не «звук вокруг», это звук — изнутри. Музыка, балуя слух колокольцами, не торопится, тем не менее, становиться на время звучания главней всего, занимает всё пространство, ойкумену. При этом, очевидные таланты исполнителей — горловое пение основателя «Мхов» Эдуарда Драгунова или соло саксофона Летова возникают, словно из глубины, из сути музыки и звучат органично и национально. Ощущение хтони тут не болотное, а мистическое. Одухотворённые, ожившие мхи, как концепция, легко понимаются тем, кто склонен к буддийскому, ведическому, руническому пониманию мистики. Эмбиент может, да и должен иметь национальные корни, только тогда он становится интернациональным, имеет основу, смысл.
Мох есть везде.
Comments are closed