Хороший тон презентовал новый альбом песен на стихи Мартынова

Портал Викиновости (ru.wikinews.org) опубликовал интервью с нашими старыми хорошими знакомыми – группой «Хороший тон», с её лидером Виктором Бусловым. Ребята делают настоящее дело и это – хороший тон!

Это интервью захотелось сделать после презентация EP «Ремонт небес» группы «Хороший тон». Концерт состоялся 28 апреля 2019 года в магазине музыки Дом Культуры (ММ ДК). На этой же площадке, два года назад, московский бэнд презентовал свой предыдущий, второй CD — «Чистое небо» (2017). Эти альбомы объединяет то, что их трек-листы, в основном, состоят из песен, написанных на стихи советского поэта Леонида Мартынова. «Хороший тон» — редкий в нынешнем рок-сообществе пример работы с серьёзными, профессиональными, одухотворёнными текстами. Говорим с лидером группы, автором музыки Виктором Бусловым о Серебрянном веке и влиянии старых книг, пении без обмана и несуетливой творческой жизни.

ВН: Расскажите, как в наше время могут появляться концептуальные программы на стихи больших поэтов? Это необычно и не соответствует навязываемым обществу трендам медийности и хайпа.

Виктор Буслов: Работа с этой программой началась еще в 2014 году, когда появились первые черновики новых композиций. Первоначальным толчком стала пресыщенность в творчестве поэзией Серебрянного века. Мы писали песни на стихи таких авторов, как Иннокентий Анненский, Зинаида Гиппиус, София Парнок. Стал острее проявляться разрыв между современной музыкой и поэзией рубежа XIX и XX веков с красивыми, но устаревшими оборотами вроде «печален был одежд её атлас», горящих свечей, бархата, пурпура, сапфиров, «нежных и огнистых» аметистов (И. Анненский, «После концерта»). Но я это все упоминаю, так как считаю эту поэзию образной и красивой, но хотелось найти в ней нечто вневременное. Таким явлением стала поэзия Леонида Мартынова. Кстати, насколько я знаю, сам Мартынов весьма хорошо отзывался о том же Анненском.

ВН: Ваша музыка и стихи больших поэтов существуют в гармонии, соответствуют друг другу. Подход к музыке меняется в зависимости от автора текстов?

Виктор Буслов: В группе «Хороший тон» первоначальна именно музыка. Она появляется раньше всего и только потом идет соединение со стихами. Но поэзия Мартынова, при этом, сильно повлияла на нас и заставила иначе смотреть и на музыку, и процессы ее формирования. Мы стремились к тому, чтобы соответствие музыки и стихов было максимально полным и органичным. Это была очень большая, как внутренняя работа, так и внешняя репетиционная проработка. К середине 2016 года собралась первая часть программы и в 2017 был записан и выпущен первый альбом на стихи Мартынова — «Чистое небо». К этому моменту концертный состав группы сократился от квартета с ритм-секцией до дуэта гитары и кларнета. Но на студийных записях с группой постоянно играют два сильных музыканта — ударник Владимир Куценков и басист Павел Грулёв.

ВН: Но вы не ограничились одним альбомом…

Виктор Буслов: Еще во время записи «Чистого неба» стали появляться новые композиции, которые составили вторую часть программы, которая была записана на альбоме «Ремонт небес». При меньшем хронометраже эта работа получилась не менее цельная, а времени на ее создание ушло значительно больше. Влияние на музыку оказали абсолютно все музыканты, предлагая порой совершенно неожиданные решения, которые в корне меняли все звучание, и без них все это было бы невозможно.

{youtube}TR2koStupRE{/youtube}
Хороший тон в ММ Дом Культуры 28 апреля 2019 года
ВН: Поговорим про название группы. Ведь оно как-то связано с «Вежливым отказом»?

Виктор Буслов: Название группы в свое время придумала моя супруга, отталкиваясь от звучания нашей музыки и вспомнив старую книгу, которая стояла у нас на полке — «Хороший тон — Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» 1881 года издания. Мне тогда это очень понравилось, это соответствовало моему представлению о музыке и, в какой-то степени, и определило наш эстетический вектор. Созвучие с «Вежливым отказом» скорее случайность, но для меня это на самом деле очень приятно, я действительно люблю группу «Вежливый отказ» и они всегда меня вдохновляли и вдохновляют до сих пор.

ВН: На концерте вы играли дуэтом с Марией Панковой. Чем вызван такой минимализм?

Виктор Буслов: Наш дуэт с Марией возник, скорее, по стечению обстоятельств, но на сегодняшний день это стало основной и, пожалуй, любимой формой наших концертов. С Машей мы играем с 2012 года и давно понимаем друг друга без слов.

ВН: Кстати, да — красиво и, главное, уместно звучит кларнет. Расскажите, пожалуйста, про Марию подробнее.

Виктор Буслов: Маша прекрасный музыкант, настоящий профессионал, очень востребованный, она играет одновременно в нескольких коллективах, оркестре, работает концертмейстером. Я совершенно не могу представить нашу музыку без нее. Помимо любимого кларнета на новом альбоме Маша великолепно сыграла и на фортепиано.

ВН: А с каким инструментом у вас ассоциируется Мартынов, его творчество?

Виктор Буслов: Мартынов, вероятно, может ассоциироваться только с голосом. Одна из первых песен, которая сложилась у нас на его стихи называется «Человек поёт». Там есть строки:

Слышите! Не рупор, не мембрана/ Звуки издает/ —Громогласно, ясно, без обмана/ Человек поет.

В этом, пожалуй, и есть тот смысловой посыл в образе поющего «громогласно, ясно, без обмана» человека и то музыкально-поэтическое направление, в котором мы двигаемся. Даже первоначальное название нашей концертной программы было «Человек поёт».

ВН: Как определить стиль вашей музыки? Он разный для полного состава и для дуэта?

Виктор Буслов: Вне зависимости от состава я очень условно для себя это называю «камерный арт-рок», в плане дуэта он разве что еще более камерный.

ВН: «Ремонт небес» — отличная формулировка вечной общечеловеческой проблемы. Как она решается для вас?

Виктор Буслов: Альбом назван по одноименной песне и это была, скорее, вынужденная мера. Изначальная идея была записать концептуальный альбом под названием «Маятники», своего рода ряд песен с психологическим подтекстом о преодолении, борьбе, поиске… Но очень многое отсеялось во время записи, а то, что осталось было не достаточным для концептуальной работы и было выбрано, как казалось, нечто нейтральное — «Ремонт небес». Хотя при этом неожиданно возникла иная концепция, может быть, не менее важная, особенно в сопоставлении с первым нашим альбомом на стихи Мартынова «Чистое небо». Альбом «Чистое небо» был своего рода манифестом человека, задающего вопросы, пытающегося найти ответы, («По существу ли?», «Сомнения гоня», «Весь мир творю я заново»), поднимающего творческие проблемы («Силы тяжести»), мечтающего о мире и гармонии («Чистое небо») и простого мечтательного созерцателя («Снег тает»). А в новой работе, при той же созерцательности («И снова осень», «Какого цвета ранняя весна», «Ноктюрн»), возникает ощущение сомнений, одиночества («Ремонт небес», «Человек поёт») и преодолений психологических трудностей («Маятники»). Между всем этим, как мне кажется, есть связующая нить, она рождает единство этих двух альбомов.

ВН: Вы как-то сказали — «Пою стихи Мартынова, как свои». Звучит действительно очень гармонично. А есть ли оценка этого от профессионалов — чтецов, декламаторов, поэтов?

Виктор Буслов: Тут я несколько затрудняюсь ответить относительно оценки профессионалов, но, в общем и целом, слушатели как из музыкальной среды, так и из поэтической говорят о хорошем балансе между музыкой и поэзией, ничто не идет в ущерб другому и это очень важно.

ВН: Вы общаетесь больше с околопоэтической тусовкой или с музыкальной?

Виктор Буслов: Я убедился, что московская поэтическая среда весьма широка и активна, проходят различные мероприятия, чтения, фестивали поэзии. Но в целом, наша среда именно музыкальная. Есть друзья музыканты, с которыми мы иногда делим сцену, как-то взаимодействуем, в чем-то влияем порой друг на друга.

ВН: Показалось, что вы несколько отгораживаетесь от раскрутки, продвижения. Вы не хотите, чтобы эта часть жизни задевала творчество? Например, во время концерта у вас брали автографы, была фотоссессия. Это же тоже — медийность, публичность, они неизбежны. Совместимы ли эти стороны жизни?

Виктор Буслов: Отчасти это так. У нас нет активного продвижения и какой-либо раскрутки, мы делаем минимальный набор действий в социальных сетях для освещения каких-то событий в жизни группы, записей, концертов, приглашаем людей близкого нам круга на наши мероприятия. Плюс к этому мы действительно живем такой несуетливой творческой жизнью, все делаем в удовольствие, никуда не спешим. Просто хочется заниматься лишь творческими задачами и не растрачивать время и силы на суетливую рекламу, раскрутку и прочее. На мой взгляд это все неважно.
Для меня уже великое счастье, что наша музыка живет, что она существует в хороших и качественных записях, что она иногда звучит на концертах, что она кому-то близка и нужна, это действительно очень здорово!

Взято из Викиновости – Хороший тон ремонтирует небеса

Tags:

Comments are closed

Архивы