Писатель, музыкант и культуртрегер Алексей Караковский поделился с нашим изданием парадоксальной идеей, почему государство не должно финансировать культуру.
Сейчас скажу одну вещь, с которой вы будете спорить. Я вдруг понял, что государство не должно финансировать культуру. Причём это осознание пришло мне как раз в тот момент, когда я работал над продвижением ни больше ни меньше федерального проекта в области культуры – “Ночи искусств”. Благороднейшего, кстати, проекта. Одного из лучших. Но – с общей поправкой на российские реалии.
У нас же как происходит? Поэт говорит: “Я поэт, дайте мне денег”. Музыкант говорит: “Я музыкант, дайте мне денег”. А государство, не имеющее никаких эстетических критериев, но активно старающееся их высосать из пальца, пытается оценить, заслуживают эти люди материальной поддержки, или они дурачки с подворотни. Естественно, больше шансов у Глазунова-Шилова-Михалкова, чем у бирюлёвских панков или у какого-нибудь несчастного Павла Павленского, над которым не посмеялся только ленивый. И ещё, конечно, есть шансы у госучреждений – например, библиотек, которым тоже по привычке дают деньги – ровно столько, чтобы они не подохли.
Я имел возможность общаться с людьми, которые отвечают за культуру в Администрации президента, в Госдуме. Вы не поверите, но они оперируют понятиями “госзаказ”, “национальная идея” так, словно культура – это толпа копирайтеров. А ведь в чём-то они правы. Копирайтеров и впрямь находится много. Потому что им дали бюджет (это самый главный инструмент в российском государственном управлении) и поставили задачу. Пусть и не всегда в явной форме, как Захару Прилепину или Тихону Шевкунову.
Я не питаю иллюзий. Но если однажды в нашей стране государство и впрямь стало бы просто государством, оно должно было бы выполнять функции, если угодно, эдакого генерального директора концерна. Обеспечивало бы поэтов бумагой, музыкантов сценой, и всех их – минимальной стипендией просто за то, что они творческие люди. Облегчило бы налоговое бремя для репетиционных баз, книжных магазинов, музыкальных клубов – пусть зарабатывают деньги, наш человек их с большей вероятностью вложит обратно в культуру, чем выведет через оффшор. Иными словами, нужно финансировать не конкретных лиц или конкретные проекты, тем самым программируя определённые эстетические решения, а создавать творческую среду. И тогда в России, может быть, опять появится настоящее, свободное и прекрасное творчество, а не та беспомощная неубедительная конъюнктура, которую мы почему-то привыкли считать русской культурой.
Comments are closed