«Резицкий» | авт.-сост.: Елена Сергиевская, художник Алексей Григорьев | Архангельск: 2024

Книга подготовлена и вышла к дате – 25 декабря 2024 года юбилей Владимира Резицкого (1944-2001). Легенде фри-джаза, уникальному национальному художнику, импровизатору и подвижнику в этот день исполнилось бы 80 лет. Джазмены сейчас не становятся символами поколения и рупорами свободы самовыражения, в фаворе у человечества представители других, примитивных жанров. Но есть исключения, позитивные взрывы сознания. Про Резицкого, например, говорят как про звезду российской свободной музыки, символ культуры Архангельска.
«Резицкий» – собрание высказываний и мнений о музыканте, оформленное монохромными фото. Он персонаж непростой, его музыка нелегка, но свободна, и это отражается на том, что говорят спикеры – от современных архангельских джазменов и родственников до культовых музыкальных критиков и культуртрегеров, эмигрировавших ещё в 70-е годы прошлого столетия. А им есть, что вспомнить и о чем порассуждать. Они представляют разные страны, поколения, стили – и жизни, и музыки. Объем – а книга весьма увесиста – даёт возможность всем не сдерживаться, говорить то, что нужно. Появляется ощущение, что составители, издатели не подгоняли, не подбирали сказанное под свой формат, а давали информацию так, как она есть.
Фри-мультиинструменталист Сергей Летов рассказывает, что учился, глядя на игру Резицкого, и именно он пригласил Владимира выступить с «Поп-механикой» Сергея Курехина. В таком искусстве сходятся физика и мистика. Например, Михаил Митропольский, и культуртрегер, и физик, говорит про синкретизм, а поигравший однажды на саксофоне Резицкого один из лидеров современного отечественного фри Алексей Круглов – что инструмент сохранил дух владельца, поэтому импровизировать было особенно трудно. Барабанщик Владимир Тарасов, участник знаменитого новоджазового ансамбля – трио ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин), считает, что книга «портрет Резицкого на фоне Архангельска, и, в каком-то смысле, на фоне страны…»
Обязательно отметим уровень, культуру книгоиздания, реализации замысла, выражения духа через дело – непредставимые темы для сетевых торопыг. Это и есть ответ на вопрос – как доносить информацию о культуре большей аудитории и нужна ли она ей в ближайшие годы/десятилетия/эпохи… Это происходит, когда есть позитивная энергия, внутренняя мотивация движения. Источник идеологии и организации процесса известен –это дело руководителя компании «Энергосервис» Игоря Флейшмана.
Книга энергична и деловита. Она сама устанавливает контакт, делает шаг к навстречу читателю, причем не пытается взять пестротой или крикливостью. Тексты объединяют трепещущая, дышащая уникальность героя при парадоксальной, хотя и привычной тишине в болтливых медиа. Издания премиального, энциклопедического формата редко производят такое впечатление – легкое, не давящее, но и ни в коем случае не релаксирующее. «Резицкий» не даст вздремнуть!Монохромность буквально затягивает, альбомный формат (300х250х35 мм) воспринимается, как масштаб сделанного, дизайн как стильность, многолюдье же спикеров – как сложно выстроенная полифония голосов.

Tags:

Comments are closed

Архивы