Зибейда Сеидова: «Дыхание сокрытого»

Татарстанская биеннале, Казань
Представлено галереей Myth, Санкт-Петербург

Казань, Татарстан – культурное сердце Татарстана, Казань, в настоящее время принимает престижную Татарстанскую биеннале, событие, объединяющее художников со всего мира для исследования тем идентичности, традиции и современности. Среди наиболее заметных выставок – «Дыхание сокрытого» азербайджанской художницы Зибейды Сеидовой.

Даты и место проведения выставки:
– Даты: 12 февраля – 23 марта 2021 года
– Место: Галерея современного искусства Республики Татарстан, ул. Карла Маркса, 57, Казань, Республика Татарстан

В «Дыхании сокрытого» Сеидова предлагает медитацию о сокрытии, следе и парадоксе присутствия в отсутствии. Её полотна, насыщенные маслом и густыми мазками, функционируют как пороги, где сама тишина приобретает материальную форму.

В центре инсталляции находятся две картины с изображением драпированной ткани, выполненные с суровой точностью, но наполненные метафизической двусмысленностью. Ткань — одновременно обыденная и священная — вызывает ассоциации с покрывалом, погребальным саваном и молитвенным ковриком, не становясь окончательно ни одним из этих образов. Для Сеидовой материя здесь никогда не является лишь самой собой: она скрывает не меньше, чем раскрывает, перекликаясь с коранической диалектикой захир (явное) и батин (сокрытое).

Галерея организована как коридор созерцательного прохождения. Тёмные стены усиливают свечение полотен, в то время как центральная белая стена — с единственной геометрической абстракцией — действует как контрапункт, момент аскетической неподвижности. Эта оркестровка создаёт ритм взгляда, движение между тяжестью материи и строгостью формы.

Название «Дыхание сокрытого» указывает на стремление Сеидовой к абстракции не как к формалистскому упрощению, а как к духовному предложению. Дыхание здесь — и жизнедающее, и неуловимое: невидимое, но необходимое, мимолётное, но бесконечное. Её картины — не объекты для потребления, а места призывания, подобные визуальному зикру — поминовению того, что превосходит видимость.

Посетители приглашаются войти в состояние пребывания, а не простого наблюдения. В складках ткани и в безмолвных диагоналях света можно встретить то, что Деррида называл бы следом: отсроченное присутствие, заряженное отсутствием. Результат — феноменология невидимого, где живопись становится пространством дыхания с сокрытым и через сокрытое.

Представляя практику Сеидовой в Казани, галерея Myth из Санкт-Петербурга подчёркивает свою приверженность новым голосам, чьё творчество исследует пересечение духовной традиции и современной абстракции. Это сотрудничество рассматривает картины Сеидовой не только как эстетические высказывания, но и как важные вмешательства в более широкие дискуссии о видимости, вере и метафизическом горизонте живописи сегодня.

Tags:

Comments are closed

Архивы