В конце сентября на телеэкраны мира выйдет очередное продолжение Star Trek – одного из старейших сериалов в жанре научной фантастики за всю историю телевидения. Выйдет после более чем десятилетнего перерыва – три неоднозначно принятых публикой полнометражных фильма не в счёт. Продолжаем наш рассказ об истории и философии этого революционного явления в мире поп-культуры…
В прошлом обзоре, сделав попытку понять, чем зацепил этот сериал телезрителей 60-х, мы выяснили, что это, по сути, был первый в западной фантастике случай изображения мира будущего, не бывший калькой с современного авторам, – только с летающими автомобилями и объёмным телевидением, – а оказался отчётливо более гуманным и разумным.
Дело в том, что к концу пронизанных молодёжными бунтами 60-х в западном обществе всё ещё сохранялся запрос на образ “светлого будущего” – и что немаловажно, это было общество, где нет места национальному или имущественному неравенству. Именно поэтому экипаж звездолёта Enterprise в сериале интернационален, представители любой цивилизации познаются исключительно по делам их, а экономика Федерации Планет успешно обходится без денег (о чём прямо говорится в серии “Voyage Home”).
Однако десятилетие подошло к концу. Пар молодёжной революции вышел в свисток мелкобуржуазного хиппизма и пустопорожних мистических исканий (вроде тех, что показаны в серии “The Way To Eden“). А с ней закончилась и первая глава в истории Star Trek. 3 июня 1969 года вышла в эфир последняя серия “оригинального сериала”. Формальным поводом стало “снижение рейтинга” – после того, как показы были перенесены на более позднее время в сетке телевещания, что отрезало самую молодую часть аудитории. Хотя и после этого уже отснятые серии выдержали несчётное количество повторных показов на многих телеканалах мира.
После сомнительной попытки запустить в 70-х мультипликационную версию Star Trek (продержавшуюся на плаву полтора сезона или около того), старая-добрая команда Enterprise вернулась к публике уже в киносериале, снимавшемся с 1979 по 1991 годы. Киносериал в общих чертах повторил историю телесериала. Начавшись с трёх фильмов на стыке научной и приключенческой фантастики, он уже в четвёртой серии “Voyage Home”, где герои перемещались в прошлое, а конкретно – в 80-е годы ХХ века, – напомнил, что охрана природы в мире, как мы его знаем, всегда будет лишь досадной статьёй расходов, но никак не обязательным вкладом в будущее. Дальше были “The Final Frontier”, непочтительная ко всему божественному, и “The Undiscovered Country”, прошедшаяся по милитаристам и властолюбцам, которые ради сохранения своих позиций будут продолжать плести смертельные интриги и перед лицом собственной гибели. В финале этой, последней серии, и стареющих астронавтов, и исполнявший их роли актёрский состав отправляют в отставку.
Началась история сиквела “The Next Generation”. Он продержался на экранах рекордные 178 серий. В сюжетах нашлось место и вопросам гендерной идентичности (“The Outcast”, “Angel One”), и порабощающим сознание в интересах третьих лиц компьютерным играм (“The Game”), и произволу фармацевтических компаний, подсаживающих больных на свои препараты под девизом “ничего личного, просто бизнес” (“Symbiosis”). А постоянное взаимодействие корабельного психолога Дианы с возглавляющей корабельный лазарет Беверли на темы физического и душевного здоровья экипажа корабля, поддержал фем-индекс сериала на уровне, удивительно годном для конца 80-х и начала 90-х.
Непривычно много внимания в новом сериале оказалось уделено вопросам влияния традиций на современную жизнь, в которой, по идее, запрос на какую-либо традиционность отсутствует. Центральная фигура тут, несомненно, клингон Ворф. На службе в Звёздном Флоте он стремится быть прогрессивнее прочих представителей своего народа, но одновременно и тщится поддерживать в себе клингонскую, как это сейчас модно говорить, “идентичность”. Он то рискует попасть под дурное влияние соплеменников-фундаменталистов, уговаривающих “брат, следуй своей природе, будь, как мы!” (“Heart of Glory”). То, во время визита в забытую клингонско-ромуланскую колонию, неожиданно сам для себя выступает в амплуа дремучего традиционалиста, объясняющего, что оружием землю не рыхлят, героические саги в качестве колыбельных не поют, и вообще, забыли вы, гады, о своих корнях (“Birthright”). В результате чего ещё активней принимается вести духовные поиски в рамках своей культуры. И становится свидетелем “воскрешения” (с помощью клонирования) клингонского народного героя. Который, правда, как выясняется, не столько великий воин, сколько мастер рассказывать байки. А значит, все боевые традиции цивилизации клингонов, по сути стоят на глиняных ногах псевдоисторических домыслов (“Rightful Heir”).
Налицо слегка замаскированный брутальностью персонажа трагикомизм той повседневной, в общем-то, ситуации, когда кто-нибудь среди нас намеренно цепляется за очевидные архаизмы вроде религиозности, национального самосознания или просто “будь-мужиком-бля”, хотя в целом прогрессивное общество вокруг него этого и не требует.
К сожалению, и этот сериал завершился словно бы на полуслове. Лишь четыре полнометражных серии-продолжения, снятые с 1994 по 2001 годы, слегка исправили эту неловкую ситуацию.
Может показаться странным, но Star Trek, завоевавший в первые же годы своего существования массу поклонников, периодически балансировал на грани закрытия. И, – странное совпадение! – к более-менее безобидным на предмет рассмотрения “проклятых тем” сериалам, вроде “Voyager” и “Deep Space 9”, судьба оказалась более-менее благосклонна. А вот снимавшийся с 2001 по 2005 годы приквел “Enterprise” был довольно грубо оборван в самый разгар четвёртого сезона.
А ведь это был совсем неплохой сериал. Дух классического Star Trek, с его стихийной “левизной”, непочтительностью к религии и нуворишам, здесь оказался сохранён и даже преумножен. Создатели приквела прошлись и по фанатичным смертникам, действующим из религиозных соображений (“Chosen Realm”), и по большой политике как стравливанию потенциально дружественных народов в интересах маленьких групп аферистов (“Babel One”, “United” и “The Aenar”). Не забыт был и главный принцип “трека”: “включи мозги, когда не помогают фазеры” (“Vox Sola”). А главным противником идеи создания Федерации планет, главарём изоляционистской террористической организации, оказался крупный капиталист, наследный владелец горнодобывающего предприятия (“Demons” и “Terra Prime”).
Разумеется, форма астронавтов тут ещё была похожа на костюмы, которые мы последние годы видим во время трансляций с МКС, и двери на звездолёте открывались лишь после нажатия на кнопочку, и светлое будущее ещё только строилось (через сопротивление всякого рода “традиционалистов”) – но чёрт возьми, это был всё тот же “Трек”, каким мы его любим. Проблема в том, что заложенные в сериал в 60-х базовые ценности в новом веке слишком уж откровенно шли вразрез с ценностями современного общества, привечающего фанатиков и нуворишей всех мастей.
Возможно, именно поэтому, при отчаянном сопротивлении как материала, так и фан-базы, хозяева франшизы “перезапустили” в 2009 году вселенную Star Trek как банальный космический боевик. С тем, чтобы после двух неоднозначно принятых публикой фильмов сделать хорошую мину при плохой игре, и, сменив режиссёра, вернуться в третьей полнометражке к старой концепции. Где лучшая битва – битва предотвращённая. Где “человек мира”, словно в рассказах В. Богомолова про Вторую Мировую, всегда привлекательнее “человека войны”. И где люди всегда остаются важнее этих блестящих звездолётов, самый культовый из которых можно вдребезги расколотить в начале фильма, и отстроить заново за минуту до финальных титров.
Суждено ли ли “Discovery”, новому сериалу в ряду Star Trek, держаться той же философии, что так ярко проявилась в классическом сериале, а также сиквеле “The Next Generation” и приквеле “Enterprise”? А может, нас ожидает яркое, ослепительное, но в сущности, безобидное шоу в духе “Voyager” и “Deep Space 9”, или последних полнометражек? Поглядим. До премьеры остались считанные дни.
Comments are closed