КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - От «Ночного проспекта» к «Фейковым котам»

Искать

От «Ночного проспекта» к «Фейковым котам»

04.11.2022 17:37, Музыка: рецензии


Александр
В.
Волков

Сразу после недавней презентации проекта Censor Magnus -  в составе: Дмитрий Демченко (Censor Magnus), Алексей Борисов («Ночной проспект» и другие проекты), Кирилл Минаев вспоминаем - слушаем альбомы, объединенные участием в них Борисова и разделенные стилистическим диапазоном от изысканного индастриала до андеграундной новой волны.



Ночной проспект «Демократия и дисциплина» (1987/2020 FullDozer)
Переиздание легендарного альбома московских электронщиков и концептуалистов, первый тираж которого был выпущен в далёком 1987-м на компакт-кассеете. У записи «Ночного Проспекта» весьма специфическая аура. Сумрачное настроение, словно ворочающиеся, изгибающиеся звуки. Образы, в чем-то «кримсоновскрие», словно зависают в воздухе, повторяются и перекликаются. «Умер профессор…» запоминается неизбежно. Как и обложка, сделанная в стиле… скажем, совкового урбанизма, альбом отражает, скорее, не вечные стены, стоящие вокруг людей, а медленное кипение страстей и интеллектов – за этими стенами.

Композиции легко переходят от захватывающих риффов к болотистому размышлению, затягивающей медитации. Причем, границ и швов этих переходов не слышно, внутри записи присутствует очевидная гармония. Рулят минимализм и выразительность – гений Ивана Соколовского проявляется тут в полной мере. В записи альбома также участвовали барабанщик Сергей Павлов и скрипач, клавишник, вокалист Дмитрий Кутергин, который появляется на двух завершающих live-бонус-треках, зафиксированных вживую во время юбилейного концерта в венском Русь-Клубе (Сецессион) в 2004 году.

Итоговое ощущение – слепок с тех завидных времен, когда андеграунд мог быть и  нью-вейвом, и индастриалом, и прог-роком, главное, что он, до сих пор, остается музыкой абсолютно независимой и завидно творческой.


Kavina / Letov / Kitliar / Borisov / Salnikov - Oxford News [CD] 2018
Альбом записан во время импровизационного концерта, который состоялся в Москве в Ground Hodynka Art Space 25 июля 2018 года. Участники: Лидия Кавина (Оксфорд) - терменвокс, электроника; Владимир Китляр (Санкт-Петербург) - терменвокс, электроника; Сергей Летов (Москва) - тенор-саксофон, Aerophone Roland AE10; Михаил «Мох» Сальников (Лондон) - электроника; Алексей Борисов (Москва) - электроника, микро-терменвокс.

Тут даже композиции получили названия по фамилиям участников – благо состав исполнителей на всех композициях разный. Трудно представить инструмент, более соответствующий самому понятию «импровизация», чем гениальное изобретение Льва Термана – терменвокс. Он и поёт, и воет, и плачет, и летает. А тут одновременно звучат три (!) таких чуда, альбом оказывается уникальным по способу изложения и разнообразию звучания.

Постепенно идёт нарастание и количества участников и массивности звука. Начинается диск дуэтом «Кавина, Летов» и словно несмело, а может и издевательски, намекая на «Хабанеру» и улетая в космические дали. Затем играют разные составы трио – «Китляр, Борисов, Сальников», «Кавина, Летов, Китляр», «Кавина, Борисов, Сальников». Блестящие импровизаторы Борисов и Летов нередко становятся аккуратными аккомпаниаторами, впрочем, для свободы выражения места хватает всем. А завершается альбом полным квинтетом участников «Кавина Летов, Китляр, Борисов, Сальников», подтверждая серьезность намерений и ставя точку мощным органным звуком.


"Impro 5+1" (MosKoop Sound)
По-хорошему абстрактная запись, сделанная в московском Культурном Центре ДОМ уникальной компанией музыкантов. Играют Алексей Борисов – электроника и его постоянный коллаборатор в мире электронно-индустриального андерграунда Катя Рекк - даксофон, голос, электроника; французский композитор и пианист Арно Девинь  – клавиши, он, как и скрипач Назар Кожухарь – носитель навыков академической школы, склонный к импровизационным экспериментам; Никола Овчинников - электроника, гитара - художник-концептуалист, в прошлом гитарист легендарной группы «Средне-Русская Возвышенность», сейчас участник дуэта с Вовой Терехом Errare humanum est. Отметим и автора дизайна альбома - супругу Николы, Мюриэль Руссо-Овчиччикову, она профессиональный художник и по совместительству директор арт-агенства MosKoop.

Запись тревожна и нервна – особенно, в создании этого настроения преуспевают вокал Кати Рекк и фортепиано. Лидеров в таком электронном импровизирующем обществе не должно было быть по самой его идее, импровизировали все пятеро. Делали это, конечно, по-разному, единой стилистической привязки в таком симбиозе достигнуть было нельзя. Получилась неагрессивное плетение электронных стилистик и отвлеченных настроений, с различным бэкграундом и разными творческими подходами.


Fake Cats Prodject «Perovo Songs»
Избранное от актуального проекта, в котором участвуют такие музыканты, как Игорь Левшин - гитара, голос, тексты; Алексей Борисов - электроника, гитара; Павел Шевелёв - бас-кларнет, флейта, охотно сваливается в инструментальные беспределы от нойза до авангарда. Сквозь них словно проступают, проявляются то медитативные фрагменты, то будто мрачный, готический восторг от находки, бодро сплетающей строки «Дым над водой» и «Ворон я не твой». Другие игры подобного уровня во всей современной культуре найти не просто.

Притворяющаяся грозной и агрессивной запись, оправдывает название проекта. «Фейковые коты» – люди серьезные, самообладания не теряющие, но иронии не просто не чуждые, а готовые смеяться в любой момент. Парадоксально качественный, взрослый и даже хочется сказать гармоничный авангард, ироничное переосмысление образов и обороты типа «Тает в небе журналистский крик» оказываются центром внимания. Обывателя из этой записи вышвырнет много раз на каждом повороте. И «Перово» в названии не случайность - большинство участников живет в этом московском районе, то есть это такой рассказ о Москве, из Москвы.


Дополнительная информация