КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Закольцованность в творчестве Д. Невского

Искать

Закольцованность в творчестве Д. Невского

06.11.2022 19:36, Музеи и выставки: статьи


Алина
Халитова

О творчестве видеоарт художника Даниила Невского и двух текущих выставках в Санкт-Петербурге:

«Преддверие» Библиотека им. Фрунзе №1 (1 ноября — 30 ноября 2022)

«В противовес» арт-центр Борей (4 ноября — 11 декабря 2022)

Этой осенью пространства Петербурга: Библиотека им. Фрунзе №1 и арт-центр Борей – сплелись и закольцевались двумя выставками широко известного видеоарт художника Даниила Невского. Тема исследования Невского на этот раз – момент, который ухватывает его объектив, позволяя и художнику, и зрителю проанализировать состояния работников киноиндустрии с помощью фотокамеры: момент непосредственно перед съемкой. Невский фокусируется на том психологическом напряжении, которое испытывают актеры и каждый участник съёмочного процесса, готовясь к полномасштабной работе в кадре. Невидимому для зрителя моменту посвящена серия работ «Преддверие».

В своем видео арте и фотографиях Невский часто исследует восприятие исторического момента. Творческое внимание Даниил часто направляет на исследование памяти, руин воспоминаний, горестных времен человеческой истории. Видеохудожник экспериментирует с аналоговой пленкой, чтобы добиться правдивости передачи исторического момента, зрителем которого является сегодняшний визуально искушенный глаз.

Софья Дроздова не в первый раз становится куратором Даниила Невского. Еще до совместных проектов на арт фестивале «Сигнал» она познакомилась с Джулианной Арринджи, итальянской саундарт художницей. Знакомство Даниила и Арринджи произошло также не так давно, всего пару лет назад. Эта встреча для обоих, и Софьи, и Даниила, впоследствии принесет заслуженное признание и награды миланской Премии Супериоритас в 2022 году. Невский участвовал в проекте Джулианны Арринджи «Trajectory». Оба художника, несмотря на разные поля в искусстве, звуковое и видео, работают с аналоговыми носителями. Всем знатокам известно, что записи на аналоговых источниках транслируют меньше шума. Невский и Арринджи обрабатывают свои записи, прибегая в том числе и к цифровым технологиям.

Еще в 2012 году Даниил начал разрабатывать авторскую технологию, объединяющую винтажный аналоговый видео синтез и электронную музыку, написанную с использованием аналоговых синтезаторов. Невский работает со множеством старинных аналоговых видео синтезаторов, в том числе с процессором сканирования Rutt/Etra, с колоризатором Джонса и видео синтезатором Hearn Videolab для создания нескольких слоев аналоговых эффектов, подсвечивающих, смазывающих, а иногда искажающих форму движений. Однако Даниил Невский никогда не был техноутопистом и остается верен аналоговым медиа.

Уместно вспомнить проект Дани «Prototype-289», созданный в 2019 году, который Даниил презентовал в галерея Люда (2019). В этом же году он получил премию Супериоритас в категории Видео-арт.  Эту работу можно увидеть в Арт-центре Борей (Лиговский проспект, 58) до 11 декабря текущего года. В проекте «Prototype-289» Невский активно обращается к теме социальных сетей и исследует феноменологию «Себя и Другого», а также изучает город как место взаимодействия. Несмотря на остроту тем и современность объектов исследования, Невский практически не прибегает к цифровым медиа, таким образом изображение в кадре выглядит, словно из девяностых, что, безусловно, максимально полно раскрывает тему ностальгии, которую Невский испытывает, проживая теперь в Ереване.

В 2020 году начинается еще одна полномасштабная глава в творчестве Невского – исследования мира кино, психологии закулисья. Даниил как будто переходить от концептуального исследования видео к более тонкому психологическому восприятию видеоряда.

В своей выставке «Преддверие» в Библиотеке им. Фрунзе №1 в Санкт-Петербурге художник выступает в роли фотографа, запечатлевающего на аналоговую пленку рабочие моменты кинопроизводства, актеров в момент подготовки к съемкам, во время перерывов. Он не отдает приоритет «звездам», его камера фиксирует и тех скромных работников за кадром, чьи лица обычно скрыты от зрителей: это и осветители, и декораторы, и стилисты и, конечно же, операторы. Тот, кто уже успел посетить его выставку, оценил способность художника создавать образы, полные напряжения, драматизма и глубокого психологизма. Работы Невского отличаются высоким мастерством, точностью композиции и чувством высокого эстетизма.

София Дроздова:

«Многие работы, которые я смогла достать из архивов Невского, датируются десятилетней давностью. Принято считать, что Даниил привнес в современное искусство новое прочтение аналогового видео арта, потому как рассматривает видеосъемку как осязательную и мультисенсорную среду или объект. Этот виток в творчестве Невского, от концептуализации видео медиа к анализу психологизма, можно наблюдать в выставочном зале Библиотеки № 1 им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.»

Таким образом, осенью 2022 года для любителей современного искусства были представлены не только яркие и самобытные работы видеоарт художника, но также произошло знакомство с применением техники лупинга (от англ. loop – петля, закольцованность), которая идеальна и гармонична не только внутри самих работ Невского, но отлично вписывается в хронологию того, как работы появляются и демонстрируются на его авторских выставках.

5 ноября 2022

Алина Халитова /Искусствовед, куратор, концептуальный художник

Окончила Санкт-Петербургскую Академию Художеств (2010 г.). Ведет активную выставочную деятельность в России, Италии, Финляндии, Швеции. Занимается продвижением русского современного искусства на западе.  Директор одной из самых уважаемых коллекций искусства - Nina Miller Collection. 

Дополнительная информация