Playboy-1964: первые звёзды советской эротики

В этом году исполнилось полвека сравнительно незначительному, но по-своему очень любопытному событию. В марте 1964 года в США вышел в свет журнал Playboy «с девушками из России и стран железного занавеса». Возможно, мы будем первыми, кто считает это издание ценным памятником истории и фотоискусства. Возможно — даже последними. Но, поверьте, на это у нас есть веские аргументы.

Сейчас этот журнал кажется слишком старомодным и… сдержанным. Мы привыкли считать, что Playboy — это жёлтая пресса, посвящённая исключительно плотской любви. То одноимённое периодическое издание, которое сейчас можно купить едва ли не в любом киоске, в целом соответствует этому образу, как и прочая глянцевая пресса нашего времени, порнушная и желтушная на 99% печатного пространства, даже в том случае, если она и не заявлена в открытую как +18. По сравнению с этим тогдашняя эротика смотрится невинно — и не только потому, что «в СССР секса не было», ведь в Playboy-то он был! Но, к примеру, живопись Возрождения по количеству «обнажёнки» уж точно оставляет этот выпуск журнала далеко позади.

На обложке читателя встречает чешская актриса Ольга Скоберова. Русские модели на фоне представительниц стран соцлагеря немногочисленны, и некоторые имена девушек написаны с явными ошибками. Это балерины Большого театра Лена Матвеева, Елена Рябинкина и Криста Рябинкина, таджикская прима-балерина Сталина Азаматова, латвийская актриса Ева Мурниеце, стоматолог из Ленинграда Маня Гаспаровна, биолог из Сибири Маша Попова и три работницы ГУМа — модельер Люся Никитина, продавщица Лариса Яроминок и консультант-стилист Галя Миронова. Впрочем, советские красавицы для съёмки не раздевались — за редким исключением. Обнажились лишь девушки из соцлагеря — актрисы, художницы, музыкантки, натурщицы из Чехословакии, Польши, Венгрии, Югославии, Румынии и Болгарии. Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство девушек принадлежат к творческим профессиям, и все без исключения — интеллигентки-умницы, вызывающие уважение отнюдь не только благодаря привлекательной внешности.

Но интересно не только это. Дело в том, что в журнале видна продуманная эстетика. Для него работают высококлассные фотографы и дизайнеры, позируют красивые модели. Авторами фотографий стали Эрман Леонард и Лен Коварс — не самые последние профессионалы в своём деле. И это — отличительная черта всего тогдашнего Playboy. Именно в этом издании все специалисты были лучшими в своей отрасли, и их не стеснялись переманивать: однажды был даже скандал с Disney Company из-за художника Дина Йигла, придумавшего цикл эротических комиксов про бойкую блондинку Мэнди. Конечно, это спорное мнение, но не исключено, что работа Playboy той, ушедшей навсегда эпохи — недооценённый вклад в искусство XX века.

Интересно было выяснить, как сложились судьбы советских моделей, но поскольку некоторые их них не были медийными персонами, то и узнать о них оказалось нечего. Наиболее известной из героинь этого выпуска Playboy стала таджикская балерина Сталина Азаматова. Снявшись в более чем двадцати кинофильмах, в 32 года она ушла из кино на пике славы, вернувшись в Душанбе и полностью посвятив себя балету. Не прекращала она работу и во время гражданской войны. Сейчас ей уже 74 года, но она до сих пор полна сил и энергии. 

Екатеринбургские балерины Елена Рябинкина и её сестра Ксения Рябинкина (а отнюдь не Криста) стали одними из наиболее выдающихся балерин Большого театра. Старшая сестра, Елена, танцевала, пока хватало сил и здоровья, теперь преподаёт. Ксения кроме этого снималась в кино, а в девяностых годах работала помощником художественного руководителя Кремлёвского балета. Сейчас сёстрам Рябинкиным соответственно 73 года и 69 лет.

Балерина Елена Матвеева, по слухам встречавшаяся в юности с самим Никитой Михалковым, со временем ушла из Большого театра в спорт, став хореографом в фигурном катании. В этой сфере она добилась поистине выдающихся успехов сначала с легендарными Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым, а потом с Ириной Слуцкой. Именно Елена Матвеева впервые стала превращать выступления фигуристов в прекрасно срежессированные мини-спектакли.

Латвийская актриса Ева Мурниеце достигла пика своей карьеры во время Московского кинофестиваля в 1963 году. Неудачно складывавшаяся семейная жизнь помешала карьере. Ева Мурниеце ушла из кино в 1984 году после трагической смерти своего брата Яниса Мурниекса, продолжив играть в драматическом театре родного города Лиепая. Сейчас ей 74 года, и о ней почти ничего не пишут даже на родном языке.

Участие в съёмках для Playboy, судя по всему, никак не отразилось на биографии ни одной из советских моделей. Возникает вопрос: а они вообще знали о том, в чём участвует? По ряду признаков, кажется правдоподобным, что большая часть фотографий была заснята в Москве в невинных публичных ситуациях — и, вероятнее всего, на Московском кинофестивале 1963 года.

Вот и вся история. Но в заключение, я, русский мужчина, живущий в начале XX века в очередную «великую эпоху», не могу не сказать одной вещи. Знаете, при всех этих «карибских кризисах» и «русских вёснах», которые суть одно и то же, мне очень не хватает одного: чтобы наши соседи (пусть даже теоретически недружественные) уважали бы Россию не за танки и истребители, а за красоту и ум наших женщин. Которые — и да услышит меня президент — стоят этого гораздо больше, чем хвалёное русское оружие, несущее смерть точно так же, как американское, немецкое или, скажем, зулусское.

Make love, not war!

Изображения цитируются по публикации: http://coveringtheculture.com/articles/articles-by-richard-grenier/playboy-march-1964