Герои панк-рока по средам, ч.25: Dishrags (Канада)

Единственный клип этой группы был отреставрирован спустя тридцатилетие после того, как группа распалась. Потрясающе прекрасные девушки поют о том, что «прошлое — это прошлое» — такой была первая канадская женская панк-группа… Нечего и говорить, что они не стали звёздами панк-сцены. Более того, это первая публикация о «Dishrags» на русском языке.

Ник Джонс, вокалист дружественной банды «Pointed Sticks», сказал о них буквально следующее: «Dishrags были недооценены как панк-группа. Я имею в виду, что они сбежали из школы в 16 лет, чтобы сколотить эту команду. Никто не имеет ни малейшего представления, сколько мужества потребовалось, чтобы сделать это. Их история необычна, и она невыразима словами. Помимо того, что они выпустили несколько действительно хороших пластинок».

Первый исторически зафиксированный панк-концерт в Ванкувере состоялся 30 июля 1977 года. «Furies» были единственной на тот момент местной панк-бандой, и помочь им на разогреве было некому. Но тут лидер группы, Крис Арнетт, вспомнил, что его кузина Джилл Бэйн похвасталась, что сколотила у себя в Виктории команду из школьных подруг. Крис встретил «Dishrags» на паромной переправе. Девочек оказалось трое, им было от 14 до 15 лет (а не шестнадцать, как думал Ник Джонс). Джилл Бэйн, принявшая имя Джэйд Блэйд, играла на гитаре и пела. На басу отчаянно рубила Крис Лалонд, назвавшаяся по такому случаю Дэйл Пауэрс. Барабанщица Кармен Мишо скрылась под псевдонимом Скаут. История не сохранила обстоятельства этого отжига. Известно лишь, что один из фанатов прихватил из клуба пачку нераспроданных билетов, которые сохранились и спустя тридцать лет стали ценным сувениром. Ну а девочки после концерта были вынуждены вернуться в школу, и им стало не до музыки.

{youtube}eAgypvwSPoU{/youtube}

Следующее появление на публике состоялось в апреле 1978 году, когда «Dishrags» сыграли с едва появившимися, но уже легендарными «DOA». К этому времени «Furies» распались, и девочки из «Dishrags» шутили, что они «старейшая панк-группа Британской Колумбии». Тем не менее «Dishrags» вдохновили местных девушек-панков взять в руки гитары, и некоторые из них действительно сумели закрепиться на сцене. Но у самих «Dishrags» дела застопорились. Они не пропускали ни одной панк-вечеринки, но всегда были вынуждены играть всего лишь на разогреве у коллег-мужчин — пусть даже это были такие монстры панк-рока как «Clash» и американцы «Avengers». С «Clash» у девушек была долгая история общения.

Джэйд Блэйд: «С годами «Clash» становились менее дружелюбны. В свой первый концерт они были очень воодушевлены, потому что это был их первый приезд в Северную Америку. Они вышли из клуба «Ветряная мельница» ночью перед концертом, чтобы пообщаться с местными панками, и потом мы с ними обедали — тоже за кулисами, перед концертом в «Коммодоре». Обед был абсолютно нервным, ведь это были наши кумиры. Я ничего не могла есть, так нервничала. И Бо Дидли тоже там был, прямо в афише — Dishrags, Бо Дидли, и «Clash». «Clash» позвали его за компанию, потому что у них было много риффов, навеянных Дидли. А в следующий раз мы их видели в «Парамаунте», они вышли к нам и трясли нам руки и были достаточно приветливы. Ну а затем во время концерта в «Колизее», они, возможно, не даже знали, что мы были в зале, ведь мы были полностью изолированы и не видели их вообще. У них были абсолютно отдельные гримёрки и много чего ещё». На концерте в «Коммодоре» «Dishrags» исполнили на бис одну из песен «Clash» — «Janie Jones». Англичанам, которые в этот момент находились на танцполе, это понравилось, и когда они вышли на сцену, то посвятили девушкам свой хит «London’s Burning».

{youtube}9pqQVXzsv08{/youtube}

Надо было записывать первую пластинку, что группа и осуществила в Сиэтле — на той же студии, где много лет спустя записывалась «Nirvana». Работа получила название «Past is past» и одноимённая песня — пожалуй, лучшее из сделанного коллективом. Но тут группу покинула Дэйл. На её место пришли басистка Ким Хенриксон и вторая гитаристка Сьюзен Макджиллвери. Летом 1980 года в Лондоне был записан второй небольшой диск — «Death in the family», ради смеха выпущенный с фальшивым логотипом RCA Victor. Продюсерами записи выступили Крис Спеддинг, слегка пригладивший звук группы, и Билл Непьер-Хеми из ванкуверской панк-группы «Pointed Sticks» — будущий муж Джэйд Блэйд. Казалось, «Dishrags» готовы к записи полноформатного альбома, но вместо этого к концу лета группа распалась. «Честно говоря, просто пришло время. Я не думаю, что было бы хорошей идеей продолжать. У нас хорошо всё получалось, только пока мы были молоды и впечатлительны», — вспоминала впоследствии Джэйд.

Эпизодически девушки ещё продолжали играть музыку (в том числе и втроём, под названием «The Raisinettes»), но в целом «прошлое» и впрямь осталось в прошлом. Жизнь их разбросала по всей Британской Колумбии: басистка Дэйл обосновалась в Нанаймо (55 километров от Ванкувера), а барабанщица Скаут — на Солтспринг-Айленд. Что же касается Джэйд Блэйд, то она счастлива в браке, у неё двое детей. В основном Джэйд занимается тем, что преподаёт историю искусства в университете Фрезер Волли в Эбботсфорде. Поначалу она продолжала играть музыку вместе с мужем и Родни Грэмом из «UJ3RK5» в составе проекта «Volumizer», для которого писала песни, но потом бросила это дело. «Я люблю музыку, но никогда не буду посвящать ей полный рабочий день — а мне не особенно интересно ездить на заднем сиденье автомашины», — со смехом призналась она репортёру «Ванкувер сан».

Став частью истории канадского панк-рока, «Dishrags» не были забыты. В 1997 году их немногочисленные записи были отреставрированы и переизданы — включая сохранившиеся концертные кавер-версии Лу Рида, «Ramones» и «Clash». Подруги не потеряли духовной близости, и в 2006 году воссоединились, чтобы сыграть вместе с возрождёнными «Furies» на концерте по случаю тридцатилетия ванкуверской панк-сцены. После этого «Dishrags» эпизодически выступали до 2010 года. В мае 2014 года местный лэйбл выпустил на виниле полное собрание сочинений команды — двадцать песен под названием «Three».

Лес Уайсмэн: «Dishrags» играли жизненно необходимый панк-рок и были далеко впереди местной сцены. Я помню, Терри Дэвид Маллиган издевался над ними в «Битве групп» в Зале Рока Гарри Тейлора. «Они даже не группа», — сказал он. Я ответил: «Они — единственная, чёрт побери, группа, и ничего ближе к рок-н-роллу на этой сцене сегодня вечером вы не увидите». Кроме этого они были очень хорошие люди, очень спокойные и, как маленькие сёстры милосердия, были готовы заботиться о всех, кто пострадал в драке или был слишком пьян. Они были маленькими мамами нашей сцены».

Фото: thepunkmovie.com