Музыканты сказали – ДА!

Вышли два альбома c музыкой знаменитой прогрессив-рок группы – британцев Yes. Записи сделаны супермузыкантами – виртуозным валторнистом Аркадием Шилклопером и звёздным дуэтом – вокалистом самих Yes Джоном Андерсоном и легендарным фьюжн скрипачом Жаном-Люком Понти.

 

Аркадий Шилклопер «Owner Of A Lonely Horn. Симфоническое посвящение группе Yes» (Art Beat Music)
Альбом шикарно выглядит и замечательно звучит. Он создает особое пространство — и звуковое и визуальное – с симфоническим развернутым дыханием, и, при этом, с джазовой свободой в отделке деталей. Запись сделана трио: Аркадий Шилклопер (валторна, corno da caccia), Пётр Ившин (ударные), Егор Ашмарин (бас) — на концерте с Сибирским симфоническим оркестром омской филармонии п/у Дмитрия Васильева. Естественно, вперед выдвигается солирующие валторна и альпийский охотничий рог Шилклопера, прочие инструменты разнесены по периметру фонограммы. Они не теряются, но это подчеркнуто сольный альбом. Ритм-секция звучит с рок-напором, словно торопится, подталкивает саунд вперед, но солирующий инструмент нагоняет её, организует звуки вокруг основной темы.
Открывает трек-лист торжественный джаз-рок «Changes», затем идет мерцающая «Onward», медленная «Without Hope You Cannot Start The Day» и радостная и утренняя «The Fish (Schindleria Praematurus)». «Soon» дарит тягучую красоту, это симфоничная развернутая пьеса. В «Singing Drums» следует отметить автора — барабанщика Пётра Ившина – он оказался в числе композиторов на альбоме музыки Yes – это неплохая история.

The AndersonPonty Band «Better Late Than Never» (Edel/Союз Мьюзик)
Шилклопер говорит, что голос Джона Андерсона близок к тембру валторны, сам же вокалист Yes записал альбом со скрипкой. Но с какой! Знаменитый скрипач мирового фьюжн и джаз-рока Жан Люк Понти и Андерсон планировали эту работу очень давно. Теперь время пришло, новая запись сделана на концерте в Колорадо, легкая и позитивная, с регги-ритмами и ясными чёткими соло.
Отметим некоторые пьесы, известные по классическим альбомам Yes – «Wonderous Stories» (из «Going for the One», 1977), «And You And I» («Close to the Edge», 1972). Часть трек-листа сочинил Жан-Люк. Назовём вещи «Infinite Mirage», на которой царит скрипка, и «Soul Eternal», с регги-ритмом и джаз-рок ароматом. Скрипичные соло-взрывы Понти иногда звучат кафешантанно, но всегда креативно.

{youtube}Eb36sSPIM1A{/youtube}

Интересны пересечения трек-листов, касающиеся наиболее узнаваемых вещей. Знаменитая тема «Roundabout» (1972) украшает альбом Шилклопера — её аранжировка построена на контрасте между напористым оркестровым риффом и взвивающимися струнными, убедительными барабанами и распевной, «сильной» валторной. AndersonPonty Band делают из нее софт-джаз-роковый бодрый номер, с классным соло клавишных и Понти. У APB известная «Time And A Word» с одноименного альбома 1970 года ассоциируется, причем почти цитатой со Стингом, и расцвечивается бурным регги. У Шилклопера она самая прозрачная, самая нежная, это мир духовых, воздуха и света. В финале трек листа Аркадий поместил два варианта классической «Owner Of A Lonely Heart» из «90125» (1983), пышущие силой и уверенностью. У AndersonPonty Band — это лучшая вещь на альбоме, с уверенной гитарой, перекликающейся со скрипкой.

{youtube}rWiYWeR8J5U{/youtube}

У Шилклопера симфонический взгляд на творчество Yes. Это не подгонка хитов под симфо-джазовые каноны, а полноценное развитие тем группы. Диск Аркадия — мечта о Yes, арт-взгляд на арт-рок, от него остается ощущение завершенности и уверенности. Мечта сбывается, достигается равновесие между мелодиями, симфонизмом и соло. Это можно описать, как картину, написанную музыкой. Неясно только – относить альбом к симфо-джазу или к прогрессиву. Диск скоро будет издан и на виниле – расслушать его будет особо интересно.
У Анлерсона с Понти результат трудно назвать «прогрессивным» – это шаг в сторону софт-рока и AOR, но шаг мастерский. Каждый из участников достоин своего статуса, но чем-то космическим получившееся не кажется. На альбоме нет поиска и авангарда, он просто предлагает отличную музыку.
Музыканты создали просветленные сюиты по мотивам Yes. Это два взгляда на вершину с разных сторон. Название группы – «Да» представляется в контексте этих альбомов чрезвычайно удачным.