Герои панк-рока по средам, ч. 72: Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля (Россия)

Я придерживаюсь мнения, что панк-рок в России — явление штучное, несмотря на частое употребление этого термина. Во многом нам мешают не только запреты властей, но и в целом вырождение культуры протеста в обществе. Невозможность прямо заявить о своих взглядах приводит либо к тому, что контркультуру подменяет коммерческий продукт (ну какие, в самом деле, панки «Король и шут» или, тем более, «Ленинград»?), либо к опосредованным, завуалированным формам нонконформизма.

Для того, чтобы быть настоящим панком, в идеале надо, во-первых, очень хорошо разбираться в западной музыке (раз уж с отечественной не сложилось), а, во-вторых, хоть в какой-нибудь степени быть запрещённым — чтобы уж точно было нечего терять. На текущий момент этому определению соответствует буквально две-три группы.
«Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля» — наверное, самый безумный и пугающий продукт современного российского панка. Та психотическая форма, в которой он предстал, много говорит о том, что происходит с контркультурой, если её долго и последовательно запрещать. Коллектив занимается, в основном, домашней студийной записью и съёмкой DIY-клипов. Сценические появления группы были редки и доставили немало неприятностей организаторам концертов. В период активности коллектива его участники довольно много общались с такими хипстерскими изданиями как «Афиша» и «Furfur», что не отменяло их замкнутости и презрительного игнорирования окружающей рок-культуры.
Об участниках «АХС» известно немного. К моменту создания группы им было тридцать — тридцать пять лет. В отдалённом прошлом они закончили филологический факультет Тверского государственного университета. Единственный настоящий музыкант, исполнитель всех партий инструментов, Алексей Глухов, к моменту создания «АХС» создал, по его словам, около тридцати «домашних» музыкальных проектов, унаследовавших от своего основателя мрачный сарказм и хорошее знание зарубежной хард-кор сцены. Основной работой Алексея (в прошлом журналиста) была торговля на рынке фильмами жанра «еврохоррор». Вторым участником «Ансамбля Христа Спасителя» стала жена Алексея, выступающая под псевдонимом Ксения Гитлер. О ней известно лишь то, что она получила степень кандидата филологических наук. Третьим персонажем, принесшим группе скандальную узнаваемость, стала Старуха Изергиль (Александр Константинов), уже давно выступавший в своём сценическом образе на подмостках ЛГБТ-клубов — по словам Глухова, «собирательный образ простого народа, у которого, в основном, каша в голове». Безумная агрессивная старуха в платке, как ни странно, была развитием образа Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны — популярного комического дуэта Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, ставшего классикой в 1971-1982 годах, а позднее многократно заимствованного и заезженного поп-культурой. Кроме того, на создание Старухи, по словам Константинова, повлиял Георгий Милляр, канонический исполнитель роли Бабы Яги в советском кино.
Алексей Глухов: «В основном, все участники группы ведут очень замкнутый образ жизни и общаются, в том числе с другими музыкантами, только по необходимости. А современной музыкальной жизнью лично я не интересуюсь — если только случайно услышу или натолкнусь на грайндкор, спидкор, Джона Зорна, атональную музыку. А больше всего я ориентируюсь на Высоцкого, он номер один вообще. Хотя я музыкой как таковой не очень занимаюсь, я занимаюсь экстремальной смысловой нагрузкой»
Популярность к «Ансамблю» пришла в 2011 году после выхода клипа «Наши иконы самые красивые»; тут же оказалось, что дискография «Ансамбля» очень велика, и их диски можно приобрести по почте. По некоторым данным, в 2007-2011 годах вышло двадцать альбомов, из которых наиболее известны «Ангелы шовинизма», «Взрыв Православной Анархии», «Ксенофобия», «Осатаневшая Праведность», «Правда Силы», «Лай Грядущего Холокоста», «Бог простит». Все эти работы на редкость однообразны как по звуку, так и по своей идее. Группа называет своё творчество «радикальным политическим хардкором» — то есть пропагандирует «шовинизм и мракобесие, тотальную диктатуру закона, нацизм и православный шариат», доводя их до абсурда. Судя по реакции публики, выстрел попал точно в цель. Да и само нахождение в списках экстремистских материалов столь отталкивающего творчества говорит о многом: запретить то, что у среднестатистического слушателя, скорее всего, в любом случае вызовет отторжение и рвоту, могут только очень испуганные люди. Не говоря уже о том, что музыка, представляющая террористическую опасность — это уже само по себе оксюморон.
Интересно, что «Ансамбль» считает своей мишенью не людей, а явления; к людям он относится с показным равнодушием. Алексей Глухов: «Что касается именно нашего проекта АХС, то все-таки он представляет собой социальную сатиру, направленную на высмеивание и тем самым исправление негативных проявлений нашей сегодняшней реальности. Это очень разные люди, подробнее описать не могу, разве что быдла среди наших слушателей пока не наблюдал. Обычно это начитанные, эрудированные люди со здоровым чувством юмора, при этом их политические или религиозные пристрастия могут быть самыми различными». Александр Константинов: «Мое мнение такое: мы просто хотим разрушить вот эту идиотию, которая существует в нашем обществе русском. Просто уничтожить это. Вы-то сами вообще слышали? Ну дебилка Старуха, дебилка Ксюха и дебил Глухов. Просто куча дебилов, которые поют о том, что на самом деле многие люди думают».

{youtube}l5c9dGt-kYU{/youtube}
«Путин это Христос»
{youtube}pcCkegp5vtU{/youtube}
«Нажрись за Русь»
{youtube}yybWRqDZiaI{/youtube}
«Побольше смотри телевизор!»
{youtube}X8Yvj0l60TE{/youtube}
«Твой нож разберётся»
{youtube}BnyeTcUYovA{/youtube}
«Убивай космонавтов»
{youtube}b6n8Vt9aTOs{/youtube}

В 2015 году Ксения Гитлер «ушла, не желая публичности», после чего, по словам Глухова, «проект утратил свою нужность и актуальность», «лишился своей изначальной концепции, т.к. изначально он и был задуман как проект с лидирующим женским вокалом, а гениальные комментарии Старухи всё это просто приправляли, придавая глубину, многополярность и множественность смыслов». Более того, «именно на сочетании женской бескомпромиссности и комментариев от лица простого народа всё и держалось». Впрочем, к этому времени активность АХС и так существенно снизилась, а сейчас всё, что о них известно — лишь новые решения судебных инстанций, которые продолжают по инерции бороться с тем, что уже и так отжило свой срок, став историей.