Слушаем академический вокал. Кажется, что это искусство перестало быть «высоким» развлечением и далёким ориентиром для масс. Оно теперь не для «элиты», там выбрали шансон. Серьёзная же музыка стала почти «альтернативой», заповедником мозга и души. Считается, что «наш» человек поёт, если выпьет, делает это некрасиво, зато от всего сердца. Обзор пробует показать, что эти полюса можно объединять.
Петр Чайковкий. «Романсы» (Мелодия)
Юбилейное издание (6CD), сделанное к 175-летию со дня рождения композитора, оставляет ощущение информационной законченности и эстетической полноты. Надписи на обложке «Speсial Edition» и «Complete Collection» – точно определяют ситуацию. Полное собрание – 103 романса Чайковского для голоса с фортепиано включает и редкости – «16 песен для детей» соч.54 и «6 романсов на стихи французских поэтов» соч.65. Тут есть всё, от написанных в 17 лет студентом училища правоведения романсов ор.6 до последнего камерно-вокального цикла на стихи французских поэтов ор. 73 и всё соответствует и предмету, и поводу, и времени.
Записи комплекта сделаны в 1962-1990 годах разными звукорежиссерами. Треки расставлены в хронологическом порядке, циклы сформированы из записей разных артистов. Это целый мир – певцы выбирали произведения по себе. На обложку комплекта вынесены фамилии звёзд, это великолепные Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Милашкина, Сергей Лемешев, Муслим Магомаев, Владимир Атлантов. Но комплект гораздо шире, это парад блестящих вокалистов – среди исполнителей также Н. Исакова, К. Лисовский, С. Звонарева, З. Долуханова, Ю. Мазурок, Н. Фомина, Т. Тугаринова, Н. Красная, И. Петров, М. Войтес, К. Лисовский, Г. Пищаев, Е. Шумская, Е. Серкебаев. Личный выбор – цикл “16 песен для детей”, ор.54, почти полностью исполненный Геннадием Пищаевым. Результат выглядит не просто радугой звуков, не искусственным сборником великолепных голосов, а большим творческим трудом, представленным в развитии.
Отдельного внимания заслуживает дизайн комплекта – он покоряет с первого альбома, на котором портрет великой княжны Александры Николаевны. Все обложки оформлены женскими портретами придворного художника XIX века Владимира Гау (Woldemar Hau) – они нежны, утонченны, романтичны и задумчивы. В издание вложены два буклета.
«Целая роща узнала нежную тайну мою». Пётр Ильич был сочинителем показательно серьёзным, то, что он писал, было эстетически безупречным. Это был такой анти-попс своего времени, что, конечно, не добавляет показной яркости, но радует серьёзностью и качеством. Номера, которые запоминаются надолго, например, «Серенада Дон Жуана», «Благословляю вас леса», «День ли царит» – замечательная музыка – на стихи великих поэтов. Но комплект создаёт и глубину восприятия – он показывает, какой космос творчества стоит за самыми известными мелодиями. Это выглядит естественно, но всегда удивляет. Романсы обрамляют творчество композитора, это его «лирический дневник», рассказ о времени и о жизни. В них Чайковский пробовал эмоциональные и мелодические находки, формировал «волшебный слог русского романса».
Cecilia Bartoli «St. Petersburg» (Decca/Юниверсал Мьюзик, 2014)
Итальянка Чечилия Бартоли, разыскивая прекрасные редкости, передает привет конкретно нам – России – от солнечной Италии! Она доказывает, что барочная музыка в России существовала, при помощи музыки – европейской. Тогда культура была в почёте – лучшие ехали сюда. Итальянские и немецкие композиторы работали про дворе русских царей и писали для императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой великолепные сочинения. Бартоли включила в альбом и две арии на русском – из оперы Германа Фридриха Раупаха «Альцеста», либретто знаменитого литератора XVIII века Александра Сумарокова. Оркестр мягок и строг одновременно, ощущение он создаёт просто сказочное.
Певица сама приезжала в город на Неве – в 2004 году и в 2012-м и занималась поисками. Так и вижу ее в пыли архивов Мариинского театра. Приличная итальянка, понятное дело, будет любоваться русской зимой, сидя не в сугробе, и из комфорта, с хорошим обзором, ногами в тепле, горячим питьем под носом и впечатления у неё будут соответствующие. Если же серьезно, то альбом издан эпохальный. Пафосное пение словно сошло с оживших старинных гобеленов, кажется, что сейчас вокруг начнется шествие, бал, какие-нибудь сцены охоты и прочие ожившие картины. Забытая музыка получается сверкающей и гармоничной. Триста лет эта прелесть была сокрыта в пыли. Теперь прекрасное русское барокко – с приличествующим случаю итальянским акцентом – возвращено в мировую культуру. Ура, господа, viva, signori!
Елена Образцова меццо-сопрано «Русские песни и романсы» (Мелодия, 2015)
В рамках культурной программы Олимпийских игр в Москве 1980 г. Елена Образцова впервые выступила с Академическим оркестром русских народных инструментов под управлением Николая Некрасова. Это было обычным способом для оперных звёзд того времени – выразиться, приблизиться к народу. И им это удавалось. Запись сделали в 1981 году, играющий же сейчас у нас CD с этой записью, пополнил коллекцию «мелодийных» релизов, выпущенных к 50-летию фирмы.
От «Утро туманное» до «Тёмно-вишнёвая шаль» – всё звучит с лёгким и ясным мастерством. Личный выбор – размеренный номер «Ночь светла» и мрачно-плясовая «Старый муж».
Альбом расположился между эпохами. Образцова недавно оставила этот мир, желающие современники слышали её и видели. В то же время, тут записан репертуар позапрошлого века – песни и романсы, жанр, воспринимавшийся, как эстетское ретро уже тогда, когда певица сама была девочкой. Такие мастерские записи, как раз и дают шанс почувствовать время. Голос Елены запоминался сразу и был одним из волшебных знаков реальности. Кругом жизнь была, мягко говоря, разная, «замечательная жизнь» (смайл-смайл), а из репродуктора лился голос нереальной идеальности и красоты. Причём, в нём не было чего-то непредставимого, это был человеческий и понятный голос – никакой «плавалагуны». Попробовать спеть «так» мог любой прохожий, и тут же почувствовать – кто есть кто и кто – где. Диску удаётся передать размеренность и чувственность пережитой эпохи, бурной и логичной, позитивной и трагичной, со своим набором проблем и метаний человеческого духа, которые полностью уже никому и никогда не понять.
Hibla Gerzmava «Vocal Cycles and Romances by Russian Composers» (Мелодия, 2014)
Броская наклейка «NEW» на упаковке греет душу – появление новых записей российских музыкантов, тем более такого качества – праздник. Репертуар – антология произведений для вокала, написанных до революции. «Легенда» Чайковского звучит как эстетское барокко, «Колыбельная», за которую Хибла Герзмава получала премию Образцовой, особо чувственна. Затем царит импрессионизм Рахманинова – половину его сочинений тут составляет созданный перед революцией цикл «Шесть стихотворений» – на тексты поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, И. Северянина и Ф. Сологуба. Тут сразу запоминается игривый «Крысолов» Брюсова. Далее – «Ахматовский» цикл Прокофьева – редкий жанр для композитора. Возрожденная певицей вокальная сюита Николая Мясковского «Мадригал» на стихи Бальмонта создаёт психоделическую картину эпохи.
Не забудем про чуткое фортепиано Екатерины Ганелиной. Чтобы заметить её аккомпанемент, нужно усилие, но зато потом невозможно отвлечься, оторваться от него. Герзмава же строга и аккуратна, она словно сохраняет доверенное ей высокое искусство, а это особое чувство и особая задача.
Comments are closed