Baraka «Samo Remix» (Sketis Music)

Латвийские этно-фьюжн джазмены Baraka продолжают поиски и исследования таджикской музыкальной культуры. Этот процесс приносит отличные записи и сам по себе оказывается интересным. Год назад на Памире, на домашнем концерте группы «Само» (в переводе с таджикского – «Небо») прибалтам подарили диск этих звёзд памирского фолка. Ответ рижан, их новый альбом — перед нами.

В «Samo Remix» использованы элементы аутентичной записи «Само», в основом, вокальные партии, однако аранжировки сделаны заново — с влиянием арт рока, джаза и фриппомании. Современные ритмические рисунки сплелись со старинной суфийской музыкой Бадахшана, написанной на стихи классиков — Руми, Хафиза и других.
Отличительны черты фонограммы – европейский звук, и, в тоже время, бережное отношение к эмоциональной и эстетической стороне исходного материала, восточная, суфийская медитативность. Риффы, соло гитары проходят сквозь древний дух восточной культуры, смуф-джаз выплывает из-за аутентичного напева. На предыдущих релизах группы звучание и ауру во многом определяла вокалистка Девика Евсикова, теперь она занята Чапмен Стиком – инструментом многомудрым и многотрудным. Выделим сразу же её сольную пьесу – неторопливую «Four Minors». Вокал же на альбоме исходный, памирский. Иногда появляется рэп – тут ситуация описывается именем одного из участников записи — Mister Ruslan.
Технологическое влияние на древнюю культуру – всегда риск. В случае с «Samo» он оправдался, все движения сделаны весьма «экологично». В названии альбома стоит слово «ремикс». Но, фактически, это серьезный и глубокий евроримейк, сохраняющий ритмическую и психоделическую суть материала, по крайней мере, для европейского слушателя. Привлекает именно подход к дозировке компонентов. Есть немало фрагментов, где противоположности – эпохи, эстетики — оказываются одинаково значимыми. Работа постепенно мутирует, соло становятся мрачными и интровертнысм, они более длинные, чем можно было бы ожидать от лёгкой музыки. Однако, в сумме, Baraka двинулась в сторону облегчения звучания, это менее этно-джаз, а более этно-поп, иногда даже лёгкий этно-рок. Вокал остаётся на главных ролях, но он, очевидно, специфичен. Возникает даже не диссонанс, не напряжение, в мастерстве микса культур нет ни малейшего сомнения, но появляется разнонаправленность, разновекторность слоёв музыки.
Записей ориентального, ближневосточного, среднеазиатского лаунжа сделано немало. Признаки работы Baraka – оригинальный вокал, окружённый поп-джазовым инструменталом, суфийские тесты, погруженные в неаутентичную импровизационную среду, рэп-вставки, радующие тех, кто стремится к приближению восточной музыки к западным трендам. Оригинальность микса и серьёзность материала при этом несколько нивелируется, но завораживающая прелесть музыки и мастерство инструменталистов остаются на своих местах, и, хотя составные части идут от разных музыкальных цивилизаций, с разных сторон, Baraka удаётся добиться специфической, уникальной гармонии. При этом дальнейшее движение в этом направлении, может, как показалось, привести к тому, что запад «перевесит», и музыка окажется в болоте чилл-аута. Но ясен и один позитивный вывод – проект в движении, он не стоит на месте и следить за его развитием очень интересно.