Планета Железяка №1

Иногда кажется, что люди, слушающие «железо», прилетели с какой-то не очень далёкой планеты. Слушаем несколько тяжёлых групп, главное отличие которых – небанальность — и музыки, и психологии. Ищем человеческое, не забываем про инопланетное.

Avatarium «The Girl With The Raven Mask» (Nuclear Blast/Союз Мьюзик)
Стрательный дум-метал шведской группы внезапно напомнил древний бэнд Uriah Heep (особенно в органном проигрыше «Pearls And Coffins»), который приписывали к жанру хард-оперетта. Также в чмсле аналогов группы 60-х, о всяких «металлах» вообще понятия не имевшие, а вот в женском вокале понимавшие так, как никто после. Голос вокалистки Avatarium Дженни-Энн Смит ровен и не истеричен, её пение отлично подожло бы группам прото-гаража и класического рока. Поёт она, при этом, хорошо и разнообразно – в рамках жанра, конечно. Впрочем, остальные элементы кухни альбома – разнообразные соло, неторопливо качающийся ритм — всё работает на соответствие вывеске. Но в Швеции на тему стиля не парятся – альбом номинируется на разные премии в категории «Best Hard Rock» и это звучит честно. Даже на сайте команды мелькают такие опрные сигналы как Jethro Tull….Blue Oyster Cult… Rainbow.
Но зато Дженни ровно и убедительно гнёт и гнёт в текстах линию «страшного». В ту же сторону работает и название альбома, да и обложка где дама пугается вместе с собачкой — тоже. Ведь изестно, что пугаться за компанию гораздо интереснее! Да и какой же ужастик без миловиднй блондинки, которую и следует, по законам жанра, подвергать опасностям. Хотя возможно, что тут-то всё наоборот – это слушателям надо пугаться этой парочки. Наивность и театральность никогда не шли во вред тяжелому жанру, и остаётся только пожалеть, что стиль дарк-хэви-оперетта не стал медиа-реальностью. Всем было бы и весело, и страшно.

Metal Allegiance (Nuclear Blast/Союз Мьюзик)
Альбом шумен и бодр. На нём рулят Дэвид Эллефсон из Megadeth, Марк Портной, извеестно откуда, который своими барабанными громами и дробями поддерживает боевой дух альбома и Марк Менги. Перечисление групп, из которых пришли остальные участники записи, хорошо пудрит мозг — Megadeth, Testament, Lamb Of God, Exodus, Mastodon, Pantera, Machine Head, Lacuna Coil, Death Angel, Trivium, King’s X, Hatebreed, Anthrax и Sepultura. Уф. Перебор музыкантов идёт не так бойко, соответственно название «супер-группа» всё же приобретает несколько рекламный душок. Музыка проста – это честнОй боевой треш, без компромиссов и слабостей, хотя есть, конечно, и приличествующие ситуации балладные части в «Let Darkness Fall» и «Can’t Kill The Devil». Запоминается трехчастный инструментал «Triangulum», где только гитаристов собралось семь человек, напоминая многолюдностью эпохальную «Rockestra Theme» Маккартни. Из каверов, сыгранных под вывеской Metal Allegiance, на диск попала только «We Rock» от Dio, да и то — в делюкс-издание.
Альбом крепко сбит, но оставляет ощущение клёвого междусобойчика. Парни, участвовавшие в работе, видимо, устали сидеть за спинами звёзд, решили доказать, что «право имеют» и собрали свой проект. Они, наверняка, отлично потусовались, но релиз вряд ли ждёт большой успех – делить пирожок приходится на слишком большое количество участников. Да. Надо было всё же пригласить еще какую-нибудь звезду.

Stratovarius «Eternal» (Edel/Союз Мьюзик)
Финские металлисты нагоняют трагичность и жуть видами затопленого храма со змеюками и бьщим сверху светом – в оформлении. Их стиль не столь концептуален, он становится пауэр-металом и дело не только в тяге к музыке, а в уровне банальности, в том, что музыканты не удивляют аранжировкой или мастерством, а делают упор на количество звуков в секунду. На такую, тоже, в общем-то, несвежую мысль, наводит, например, трек «Lost Without A Trace». Клавесинные проигрыши и хоры между бодрым сосредоточенным перестуком ударных звучат так, как будто стиль давно стал филармоническим. Группу спасают опыт, уверенность и стойкость, особенно это ясно на финальной 12-минутной композиции «The Last Saga». Она звучит мощно и помпезно. Альбом не шаг вперед, он — остановка в пути, но стоит на своём месте группа очень уверенно и позу выбрала красивую.

Symphony X «Underworld» (Nuclear Blast/Союз Мьюзик)
Прогрессив-метал бэнд из Миддлтауна, штат Нью-Джерси выпусл альбом, который опирается на классические сюжеты – «Ад» Данте и античный миф «Орфей в аду». Ну а куда же еще отправляться настоящим металлерам, как не в древнюю преисподнюю. Гитарист и автор Майкл Ромео был против публикации треков по отдельности – это цельная работа. Молодец, Майкл. Альбом монолитен, уверен и ровен и украшен знакомыми всем хард-красотами. «Симфонией» тут и не пахнет, хотя настроние вещи с названиями «Харон» или «Бег с дьяволом» создают соответствующее. Американцы делают своё дело сосредоточенно, качественно, альбом к финалу становится даже почти красивым. Тут помогает вещь с что-то напоминающим (смайл) названием «Swan Song». Ощущение суммируется в  трюизм — «Легенда не умирает» — на этой идее и завершается альбом. Взгляд в итоге получается несколько коммерческий, но верный.