«Разные люди» в Америке» (Геометрия, 2012)

Сказ про то, как русский рок-Мересьев американов удивил

«Мне стреляли в спину и кричали стой!» — эти слова из «Волкодавов» можно было бы поставить эпиграфом ко всему  творчеству «Разных людей». В современном искусстве, и в рок-н-ролле в особенности нет более размытого понятия, чем андеграунд. Сюда попадают: бездарные ансамбли и графоманские группы, которых изредка слушают их немногочисленные друзья и родственники, К ним относятся менеджеры первого звена, снимающие за свои деньги клубы и музыкантов, и исполняющие песни собственного сочинения. Авангардисты, слишком углубившиеся в «искусство не для всех». И наконец, артисты, не вписывающиеся в стилистические рамки и теле- и радио-форматы, но при этом имеющие стойкую армию поклонников и вообще народную любовь.  В этой категории русско-украинские «Разные Люди» с их бессменным лидером Александром Чернецким, пожалуй, заслуженно считаются эталоном.
Эта группа регулярно выступает не только в обеих столицах большой нашей страны, но и в ближнем, и дальнем зарубежье — шикарно изданный концертник, записанный в 2001 году на гастролях в Америке, яркое тому подтверждение. Кстати, его можно назвать хроникой американского турне: часть материала, представленная на DVD, записана в Нью-Йорке (клуб Wetlands) , часть, что на CD – на другом берегу, в Сан-Франциско (клуб The Last Day Saloon). Есть несколько важных моментов этого тура, например, незадолго до путешествия за океан в группу вернулся харизматичный Сергей Чиграков, он же Чиж. Но главное, кое-что в личности самого Чернецкого.
Не будем «растекаться мыслею по древу» —  преданные поклонники знают: на определенном этапе своей жизни и творчества Саша начал испытывать серьезные проблемы со здоровьем, наступившие после травмы и последующего осложнения. Кроме адских болей, организм просто физически отказывался слушаться рокера. Сначала он выходил на сцену на костылях, потом уже и этого не мог, хотя и продолжал писать стихи и песни. Записывался на передвижную студию, не вставая с постели, скрипел зубами, но не сдавался. Друзья-рокеры давали концерты в его поддержку, на собранные деньги ему сделали операцию и начался долгий мучительный путь к восстановлению.
Как легендарный летчик  Алексей Мересьев Чернецкий, закусив губу, заново учился ходить. Он твердо знал, что вернется на сцену, чего бы это ему не стоило. Что и было сделано. Он с трудом передвигался, каждый шаг давался с болью, но начал выступать и записываться. К чему все эти сведения, ведь фэны и так все знают? Так ведь американы не знают! А их на его концертах было не меньше, чем наших эмигрантов. И когда им разъясняли положение дел, у них глаза на лоб лезли: этого не может быть, потому что не может быть никогда. Не может человек каждую секунду своей жизни совершать подвиг, да еще и улыбаться при  этом!  А вот взгляните на концерт в Нью-Йорке, и бонус – этакое хоум-видео на полтора часа, снятое Чижом про штатовское турне, и вы поймете. Может!
«А ты садишься в трамвай/ как в свой кадиллак. А ты  пьешь самогон, как французский коньяк» — аудио-диск начинается со ставшего культовым энергичного блюза  «Лопань-река». И вдогонку  еще более бодрый блюз, отсылающий к покойному битлу: «Я устал, я не спал целый год/  я был просто пьян — Джон Леннон свяжется с тобой по сотовому  телефону!». Блюзов в творчестве Чернецкого вообще, и в этой программе в частности, хватает. Хотя, правильнее будет сказать так: электрических авторских песен на блюзовой основе.
Представлены практически все шлягеры, точнее сказать, все песни являются шлягерами.  «Субмарина», «Не вырубай», «Рок-н-ролльно», «Обломись», «Волкодавы», «Русская тоска», «18 берез» и кодой —  «Русский рок-н-ролл». Чернецкий выступил и в качестве продюсера, рулил всем. «Сигаретный окурок» — тяжелее остальных  «Беспечный ковбой» — позитив и натиск,  Раздумчивый «Ангел» с затейливой гитарой «Мой ангел найдет меня по сети…» Хочется пошутить: видно, что время создания хитов – время вхождения в обиход новых средств связи. Прообраз грядущего альбома ностальгическая баллада «Superбизоны» с великолепным ярким гитарным риффом  и мелодической темой. Фактически хард-рок «Русская тоска» с очень характерным припевом  «Нажраться водки! Трахнуть бабу!». И финальный аккорд «Русский рок-н-ролл» — быстрее остальных по темпу и очень органично выглядит номером под занавес. И было бы неосмотрительно не упомянуть всех музыкантов. Гитару и вокал Чижа, гитару Худого (Андрея Васильева), бас Наиля Кадырова, ударные Бориса Шавейникова и, конечно, гармошка Александра Гордеева.
Когда смотришь видео, понимаешь что все они сплошь довольно взрослые люди, вернее сказать, многое повидавшие и познавшие. Чернецкий в неизменной безрукавке постоянно улыбается, Чиж, напротив, довольно серьезен. И профессионально глядящие в камеру Кадыров и Худой. И ошарашенно-восторженные лица зрителей. В общем, «Как эти супербизоны./И Чингачгука патроны/Ложатся в пыль Аризоны./Потом опять гарнизоны!» Вот так.