Зачем людям голос (2)

Как и в недавних заметках о записях вокальной музыки, центральные в обзоре – альбомы великолепных певиц Елены Образцовой и Чечилии Бартоли. Причём, если там на «не своём» языке пела одна, то тут — другая. Для такого искусства это норма, а эмоциям и мастерству разнообразие только помогает, они бьют через край.

Елена Образцова, меццо-сопрано (Мелодия, 2016)
Великую Елену Образцову чаще вспоминают, как оперную диву или как исполнительницу романсов. Альбом представляет другую сторону таланта исполнительницы – на нём звучат вокально-симфонические произведения, которые были малоизвестны даже для советской публики и редко исполняются сейчас. Произведения трех крупнейших европейских композиторов XIX столетия, известных эпическими, философскими и помпезными опусами даже, возможно, альтернативны их основному творчеству, но объединены темой человеческих страстей и одиночества.
Образцова на этом диске показательно уверена и стильна, её вокал — летящий и сильный. Альбом – строгая, застёгнутая на все пуговицы романтика. Трек-лист открывает вокальный цикл Гектора Берлиоза «Летние ночи» для голоса с оркестром (слова Теофиля Готье) – первое сочинение такого жанра в истории, обострённо романтичен. Затем идут «Пять стихотворений Матильды Везендонк» — единственный подобный цикл Рихарда Вагнера, отражающий безнадёжную любовь композитора, взгляд на внутренний, интимный мир творца оперных миров. В финале диска — «Рапсодия для альта» Иоганнеса Брамса, написанная на отрывок стихотворения И.В. Гете «Зимнее путешествие на Гарц». Брамс был одно время очень влюблён в дочь Клары и Роберта Шуманов – безнадёжно и неудачно. Получилась трагичная Рапсодия.
Альбом убран в диджипак модернизированной конструкции, он посолидней, потолще обычного. Буклет располагается в своём кармане свободнее, альбом приятно взять в руки. Особо отметим ещё один аспект издания. Бедственное положение нашего рынка носителей вынуждает издателей серьёзной музыки ориентироваться на импорт и делать оформление альбомов на английском языке. Ведь «там» спрос на русскую классику сохраняется. Так вот, этот диск порадовал тем, что тексты в буклете сопровождены переводом – можно дословно и точно понимать смысл и дух больших стихов и большой музыки, исполняемых большой артисткой.

Rolando Villazon «Mozart Concert Arias» (Deutsche Grammophon GmbH/Юниверсал Мьюзик, 2014)
Роландо Виллазон классичен в лучшем смысле этого слова. Он традиционно героичен, и при этом, раскован, динамичен и позитивен. С Виллазоном неоднократно пела Наталья Нетребко, лёгкость его сценического общения отлично подходит для звёздных дуэтов. Альбом мексиканского тенора состоит из двух частей и, соответственно, из двух дисков. На первом — концертные арии, произведения особого жанра. Это полноценные, почти оперные номера, но они писались под особенности конкретных певцов и позволяли демонстрировать индивидуальные красоты и умения. На втором CD — избранные фрагменты из легендарных моцартовских опер «Così fan tutte, ossia La scuola degli amanti» («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных») и «Дон Жуан». Издание объединяет лёгкость манеры и классичность таланта певца.

Jonas Kaufman «Verismo Arias» (Decca/Юниверсал Мьюзик, 2012)
Немецкий тенор Йонас Кауфман в сопровождении итальянского оркестра и дирижера Антонио Паппано поёт итальянские арии. Композиторы, чья музыка звучит на альбоме, в основном жили в XIX и в первой половине XX веков. Кауфман записал арии эпохи веризма — эпохи «пост Верди».-Этот период — последний «классический», написанные позднее произведения уже не стали общепринятыми символами красоты жанра, так, как арии Масканьи, Чилеа, Леонковалло.
Альбом хранит эстетику большой оперы, демонстрирует уверенную и убедительную красоту. Драматичность и театральность не перехлестывают через край. Диск демонстрирует всё то прекрасное, и всё то критикуемое, что связано с восприятием оперы, как жанра. Это произведения на бытовые и человеческие темы, тут действуют граждане, а не герои, звучат красивые мелодии, но это жизнь, в которой есть реализм, движения души и несколько навязчивая бодрость.

Cecilia Bartoli. Agostimo Steffani: «Stabat Mater» (Decca/Юниверсал Мьюзик, 2013)
Альбом итальянца Агостино Стеффани, который был знаменитым композитором, а потом стал дипломатом и священником. Его талант был направлен на общение с Папой и императором, музыка отошла на второй план и сейчас возвращается благодаря меццо-сопрано Чечилии Бартоли. Она уже выпускала пластинку «Mission» с ариями Стеффани, этот альбом – «Stabat Mater», одно из сложнейших произведений Агостино, продолжает путь. Известно произведение с таким названием Перголези, однако музыку к религиозному тексту о матери, скорбящей об умирающем сыне, писали десятки музыкантов от Россини и Верди до Пуленка и Мартынова.
Стеффани закончил своё произведение незадолго до собственной смерти, и оно звучит не просто, с тонким знанием и пониманием духовности своего времени. Музыка барокко – её внутренее напряжение и экстаз духа, нередко оказывается близкой нашему времени. Постоянно работая с забытыми архивами и неизвестными произведениями, Бартоли чувствует это, наверное, лучше всех. То, что делает итальянская певица, не выглядит случайным шагом на неизвестную территорию – она проводит фундаментальные исследования и получает великолепный творческий результат. Альбом объединяет красоту и чувство, желание знать прошлое и умение чувствовать настоящее.
Отметим, что буклет не переведён на русский язык. Добавление в альбом мировых премьер в записи некоторых арий Стеффани – торжественных и виртуозных мадригалов, псалмов, арий показывает грани мастерства итальянских и швейцарских певцов, музыкантов и ансамблей, участвовавших в записи.