Варя Демидова «Ашагета» (Варя Демидова)

На новом альбоме певица, чей позитивный и изысканный образ сформирован задумчивой поп-альтернативой предыдущих релизов, делает шаг в сторону понятности, но не попсовости. Музыка «Ашагеты» формулирует новый-старый тренд, вариант лёгкой умной музыки. В близком эстетическом направлении когла-то работала Пьеха, подавала надежды ранняя Валерия, но сейчас это почти уничтоженная эстетика.

Альбом охотно заглядывает на сопредельные территории – от диско до джаза, а в итоге воспринимается почти как мюзикл, как поп-опера. То, что делала Варя раньше, наследовало арт-кабаре и нео-фолку, образ «девушка+клавиши» моден, но вряд ли он мог стать очень популярным. А новую музыку певицы легко представить и на джазовом вечере, хотя это не джаз, можно вообразить ремикс на какой-то номер, но ничего навязчиво танцевального тут услышать не получится. Мягкая улыбка, воздушное кружение, минимализм аранжировок, ни капли попса, словно ни капли жира — в мелодиях. Заметны ретро-веяния, впрочем, кто без этого «греха». Есть нерезкие рок-фрагменты, есть аккуратная эстрада – к происходящему в лёгком жанре старое слово «высокая» вряд ли применимо, так что оставим термин-приставку «модерн-».
«Ашагета» оставляет ощущение ранимости и светлого идеализма. Вещи не могут похвастаться экспрессией или страданием, они, скорее, милые, чем энергичные. Тексты — фрагменты, обрывки чувств, выглядят как словесный импрессионизм. Выводы не делаются, мораль не читается. Это «болезнь» поп-цивилизации — тексты развёрнуты к исполнителю, а не к слушателю, они не рассказывают истории про то, что болит «у всех», а туманно перебирают, как чётки, ощущения автора.
Продюсером альбома, как и предыдущего релиза Демидовой «Красиво», стал Шура Би-2. Отметим гармонию между поп- и альтернативными влияниями, но хитов в стиле популярной группы на альбоме нет. Шура несколько раз выступил как вокалист, также на альбоме звучат голоса Дэвида Брауна («Brazzaville»), Евгения Феклистова («Конец Фильма»), Веры Мусаелян («АлоэВера»), Михаила Гальпера (Minerva).
«Ашагета» издана без лейбла, самостоятельно. Это модно, это даёт ощущение свободы, но фонограмме, выпущенной так, трудно стать популярной. Такой подход выглядит уместнее, когда его применяют известные, раскрученные артисты. Отсутствие привязки к «фирме» означает свободу от давления, от бюрократии, а, заодно, и от продвижения. Как освободиться от лейблов, неповоротливых и неумных, но сохранить лейблы, заинтересованные в профессиональной дистрибуции? Вопрос это давний, широкий и риторический. Ответ, как и такие лейблы, надо искать. Или создавать.
В параллельном направлении – к музыке разной, тонко аранжированной, межжанровой и интересной двигаются и еще несколько прекрасных девушек-вокалисток, словно внезапно сложившаяся генерация певиц. Они свободны в стилях, ассоциации разнообразны — от актуальных брендов до болезненно незанятых ниш, от молодой Пугачёвой, поющей Таривердиева, до Аманды Палмер. Позитивно предположим, что мы присутствем при формировании чего-то принципиально нового, а Демидова показывает возможное направление развития жанра.