Девушки – опять в джазе

Молодые леди в импровизационной музыке предлагают умение, понимание, независимость и романтику. Очень женский набор качеств.

GTBT Project «Good Times Bad Times» (ArtBeat Music)
Альбом записан в в уже далёком 1997 году, это легенда околоджазовой тусовки, и теперь она издана. Проект основан на таланте и харизме лидера — гитариста Ивана Рахмонова, некогда стипендиата Беркли. Иван играл в разных составах — от оркестра Российского ТВ и Радио п/у Мурада Кажлаева до групп Александра Лаэртского и «Запрещенные барабанщики», помнится одно из названий его группы — Lucky Club Band. Второй полюс альбома – вокал Нади Сазоновой (сейчас «Порт Сентябрь»). Она делает только скет, получается только позитив. Вокал звучит, будто это фильм 60-х годов, открыто и звонко. Сейчас так позиттивно петь не только не умеют, но и не пробуют. Также в составе В. Мардихаев — бас, В. Бабаян – ударные.
Название релиза и первой темы «Good Times Bad Times» несколько сбивает с толку, но никакой игры в кавера тут нет – материал предложен оригинальный. Маска на обложке – вроде бы намёк на многозначность, драматичность музыки, онако звучит спокойный и уверенный джаз, отдыхающий и расслабленный. Запись — красивое опровержение идеи, что у нас плохо получается мейнстрим – дуэт гитары и голоса светл, креативен, создаёт отличное настроение – деликатное и бодрое. Слушаешь такие записи и думаешь – сколько же прекрасного и уместного сыграно, да и играется талантливыми людьми. Надо лечить в первую очередь публику – способность потреблять, воспринимать, а что слушать — найдётся.

Yaroslava Simonova Igor Butman and Moscow Jazz Orchestra «Just Sing» (Butman Music)
Игрушечный мишка в руках певицы на обложке – на редкость не случаен. Эта удивительная плаcтинка записана союзом известного джаз-оркестра и двенадцатилетней(!) вокалистки. Этому сразу поверить трудно, но Ярослава уже выступила на фестивалях в разных странах мира. Симонова звучит естественно, свингует убедительно. Отсутствие каких-то шероховатостей в моменты смены темпа, ритма, настронения композиций – из самых приятных моментов альбома. Это вообще редкость для неамериканских вокалисток, классический джаз требует внутреннего чувства, в отличие от авангарда, который ищет музыкальных знаний и свобод.
То, что демонстрирует Ярослава, звучит не просто взросло, но убедительно и качественно. Мы насмотрелись детских вокальных чудес в телешоу, но один отрежиссированный номер на экране и джазовая программа с серьёзным живым аккомпанементом – космически разные вещи. Ощущения, подобного тиви-дрессировке, на альбоме не возникает, но «джазовость» всё же иногда словно растворяется.
Из репертуара выделяется джаз-роковая интерпретация дорзовской нетленки «Light My Fire», есть темы Билли Холидей, Гершвинов, Харта и Роджерса. Названние диску дала вещь, сочиненная самой Симоновой – нехитрый позитивный англоязычный номер, который имеет шансы стать визитной карточкой исполнительницы.
Поддержка вундеркиндов – дело ответственное и хлопотное. В этой ситуации к аккомпанементу предъявляются особые требования. На альбоме нет авангарда, закрученности, нет ни умничания, ни упрощения. Оркестр Бутмана пластичен, охотно мутирует то в рок-бэнд, то в джазовый комбо. Музыка не всегда достаточно раскована, но если отнестись к ней, как к дебюту, как к сданному экзамену, то все вопросы отпадают.

Live People Ensemble «Planes» (Fancy Music, 2015)
Всё то хорошее, что есть в контемпорери-джазе, демонстрирует ансамбль «Живые люди». На новом альбоме его музыка стала ещё комфортнее и мягче. Большая часть материала написана пианисткой Натальей Скворцовой, она – лидер. Одна композиция — авторства саксофониств Павла Сконякова, внимание неизбежно привлекает и колтрейновская тема «Naima». Композиции длинные и неторопливые, кажется, музыка имеет несколько слоёв, переливающихся чистой джазовой красотой, ровными эмоциями, в ней можно обозначить отсутствие иронии, мир и искусство тут воспринимаются всерьёз. Альбом звучит откровенно красиво, стильно и «пушисто». Есть такой обязывающее определение «sophisticated», восходящее к хиту Эллингтона и охотно соединяющееся с образами дам в софт-джазе. Тут его хочется без конца применять-примерять ко всему альбому.


Alevtina Polyakova & Solar Wind «Paint Me» (ArtBeat Music, 2014)
Девушка с тромбоном – Алевтина Полякова — обращала на себя позитивное и серьёзное внимание на концертах ансамблей и оркестров под управлением Игоря Бутмана. На дебютном сольном альбоме она и вокалистка, и бэндлидер, и автор. Трек-лист составлен из её тем, плюс романс кучкиста Цезаря Кюи на слова А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» — замершая на века аллегория вечного движения. Образ соответствует и музыке альбома – это очень поэтичный джаз.
Алевтина поёт, словно опираясь, на игру духового инструмента, создаёт, фантазирует, выстраивает в первую очередь звук. Не избегает фолк-иронии, но суеты и навязчивости в её музыке нет. Инструменталисты у Поляковой прекрасны. Макар Новиков – контрабас – его фрагменты особо разнообразны. Заметны и радуют Артём Третьяков – фортепиано и Игнат Кравцов – барабаны. Квартет создаёт насыщенное музыкальное пространство и  формирует настроение альбома – то ли карибскую, то ли медитерранскую негу, неторопливую густую джазовую прелесть.