Свежая КОНТРАБАНДА – вам в уши!

Фестивали, проводимые Журналом «КОНТРАБАНДА» дарят не только общение с прекрасными людьми и оригинальную музыку, но и более осязаемые вещи. Например, Летний лагерь контрабандистов, расположившийся в середине июня в ММ ДОМ КУЛЬТУРЫ, принёс нам в руки новые альбомы участников концерта. Раскочегариваем любимый CD-плейер на паровой тяге, трогаем обложки, слушаем музыку.

 

Андеграунд: современная история. Часть седьмая. «Воздухоплаватели» (Контрабанда)
Сборники под пиратским флагом «Контрабанды» звучали порой более как взрывы экстазов, чем как коллекции идей, но Седьмой выпуск серии попал в обе цели и заиграл именно музыкальными красками. Первая вещь группы «Красный Смех» («Воздухоплаватели») показалась разумным софт-инди, In Vitro («Не знает») напомнила дуэт Саймона и Гарфанкела — давно не слышал такого приятного намёка на классику жанра, превращающуюся в перестройка-рок. Из больших звёзд в сборник включены непримиримые герои фестиваля «Подольск-87» — группа «Алиби» из Дубны с романтичным треком «Ты звезда», не менее сердитый «Телевизор» (с треком «Укатала» из переизданного издательством «Геометрия» легендарного альбома «Путь к успеху») и, питерская команда «Дочь Монро и Кеннеди» («Си Си Кетч»), заставляющая корокие, внятные песни-истории звучать как вселенские и общечеловеческие.
Отдадим должное подбору треков – многие исполнители представлены вещами симптоматичными и чуть ли не лучшими. Знакомая по концертам в ДК, динамичная, естественная и позитивная легендарная рок-группа «Трест» представила трек «Панк и рок-н-ролл» — мощный рок, объединяющий шуточную драйвовость и хардовую прозрачность. Оригинальное звучание оказалось заметным у Владиславы Рукавишниковой – и на соло номере  «Две гадюки», и на треке с группой «Блуждающие гормоны» — «Бревно», отличным, кстати, панк-номером, реально подростковым и резким, дающим что-то такое, чего не было в панке много лет, причём, без присущих группе гендерных ролевых игр. Порадовала здоровая ирония, сделанная на уровне древних рокеров, команды «Угли» в вещи «Британский шпион». Запомнилась песня группы «Голова» — «Крыша». Идущие подряд треки Рукавишникова/ «Трест»/ «Голова»/ «Телевизор»/ «Угли» представились пиком альбома. На другом стилистическом полюсе сборника расположился Валерий Ходаковский с дворовым московским романсом-шансоном «Цветной бульвар и Трубная», в котором больше души и смысла, чем во всём лживом «современном/актуальном» роке.
Ожидаемая команда «Происшествие» завершила диск психоделичным номером «Воздушный шар». Группа часто исполняет резкие номера, про них еще поговорим. «Группировка Беловежская пуща» напомнила  экзинциальный андеграунд 90-х. Вещь ГБП «Красные маки»  — загадочный и напряжённый, по-хорошему серьёзный трек, в прошлую эпоху мог бы стать большим хитом, про них тоже — ниже.
Компиляция звучит как передвижной рок-цирк, утирая нос попс-пикникам. Альбом хорошо спроектирован – и стилистически, и энергетически, он ничего не забывает и не пережимает – ни политикой, ни проповедями, ни иронией. И радует, напоминая лозунг, предпосланный весеннему концерту — «Контрабандисты – объединяётесь!»


«Происшествие» «Интифада» (MYM/Контрабанда)
Группа – против, это не секрет. Но мало кому удаётся выразить такие настроения, популярные в наше время, в талантливой рок-форме. Напомним  — Интифа́да (от араб. انتفاضة‎ — «восстание») — арабское боевое движение, борьба за Палестину. Группу же, естественно, интерсуют не ближневосточные проблемы, а дела отечественные.
Протест группы не экзистенциальный, он конкретный и угрожающий, песни кусаются — не всегда умно, но всегда задорно. Альбом резок и напорист. Андеграунд, как осознание, просветление и понимание иногда заменяется протестом ради протеста, но важнее всего то, что сейчас имеют право высказываться все. И «Происшествие» делает своё дело сильно, хиты создают нужный драйв, команда добирается до личного пика ругачести и критики. Достаётся и власти, и жизни. Рулит нестерпимое несколько наивное желание провести жирную черту – «наши/ваши» – «Происшествие» выражажет недовольство, выводя врагов одинаково и из Аракчеева , и из Ленина. Вспомнилось «Тараканище» Чуковского, произведение, теперь оказавшееся тоже — протестным. Иногда, например, в вещи «Дело врачей» слышится отзвук «Гражданской обороны», хотя в реальности команды могли оказаться по разные стороны ментальных баррикад. Появляется внезапные пост-панковские мотивы – особенно тут выделилась вещь «Дом самоубийцы». Запомнилась вещь «Майор Савельев», продолжающая дело Капитана Воронина и Полковника Васина.
Альбом удачен музыкально, он расположился между резкими панк-номерами и мейнстрим-роком. Это довольно удобная позиция, нет никаких попыток угождать трендам и навязанным правилам, это кажется непривычным. «Интифада», пожалуй, длинноват, вещи в первой половине заметно ярче и злее, к концу же не все треки кажутся обязательными. При этом протестности так много, что других тем не слышно и это делает запись более одномерной, по сравнению с недавним альбомом группы «Достоевский».

«Группировка Беловежская пуща»  «Секонд Хенд» (Bomba Piter)
Западные соседи продолжают показывать нам хорошее, хвастаться командами – молодыми, ироничными и весёлыми. История таких групп восходит ещё к Василию Шугалею, но вот перед нами новое открытие белорусской сцены ГБП – поигравшие уже на андеграундных сейшенах и в Москве — в ДК, и в Питере на Фесте «Бомбы». Музыка напомнила команды раннего синти типа «Био» с уходом в подпрыгивающий попс, взрываемый резкой гитарой. Так серьезно молодёжь у нас, пожалуй, давно не играла. На альбоме как–то всего в меру – белорусских текстов, протестных настроений, лёгкого матерка, танцевальных ритмов, есть даже «Хава Нагила» – под названием «Хава Могила», что тоже наверное «смешно». То есть потолка у команды не видно, на ногах она стоит уверенно. Это порой мрачная, лоу-файная музыка с обязатлеьными плясовыми и издевальтельскими «развесёлыми» припевами.


«Рок – волна» «№3 Охота 60» (Bomba Piter)
Главное нюанс сборника независимых музыкантов, записанного в Питере в клубе А2 – то, что сделаны записи и аудио, и видео-вариантов композиций. Выделяеся Юлия Коган (экс-«Ленинград»), которая делает довольно мощный мейнстрим-поп-рок. Запомнились необычностью стартовая «Балтийская Чайная Партия» и Арсен Акопян, продолжающий милую Питеру интонацию сладкоголосых певцов типа Сергея Захарова, Юрия Охочинского, Юлиана и прочих крунеров, казавшихся анахронизмом уже 30 лет назад, но не вымерших, а значит, нужных людям. Не забудем про хорошо нам известных (третий раз в обзоре!) минчан «Группировка Беловежская пуща» с веселушными треками «Шапка-ушанка» и «Свадьба» — результатами предыдущего периода жизни группы.
Возможность показаться под легендарным брендом «Бомбы», оказалась заманчивой. Неформатность – условие попадания в эту компанию, поэтому у каждого есть зацепка, какая-то интересность — от стиля «Лагутенко» до мейнстрим-харда а-ля 80-е, от лёгкого панка до прямой, как лопата, эстрады. Сборник —  проба, эксперимент, которым будущие звёзды будут хвастаться черз 10 лет – «смотри, как было».