«Иллинойз» «Для Никого» (Геометрия, 2013)

Если кто-то думает, что разбирается в женском роке, ему обязательно нужно послушать этот альбом.

Этой пластинки  ждали многие и долго, несмотря на ее сугубо андеграундный статус.   Команда из Нижнего Новгорода раньше писалась так — ill!noiz.  А noiz на всякий случай – шум, как тот, что мешает спать, так и музыкальный стиль. Потом перешли на кириллицу. Но не путать с американским  штатом, подарившим миру Чикагскую мафию, мормонов и Рональда Рейгана.
Второй полноформатный релиз пятерки из Нижнего Новгорода появился спустя три года после выхода дебютного диска. И показал, как повзрослевшие ребята растут над собой.
Еще в зеленой юности, только появившись как творческая единица, они начали удивлять  окружающих. Во-первых, необычный состав: фронтледи и поэтесса Александра Филиппова и гитарист  Кирилл Арцышевский сочиняли весь материал, Ксения Балашова отвечала за клавиши и саксофон, Александр Веселов  за бас-гитару и Михаил Зельманов за ударные. Тот же состав на альбоме «Для никого» — редкий в наши дни пример постоянства.
Во-вторых, поражал их стиль. Название или точное определение ему дать сложно. Несомненно, инди-рок, абсолютно точно нойз, скорее всего, нью-вейв. Есть экспериментальная электроника, есть пост-рок, есть откровенный авангард. И еще много всего. И, опять же, музыканты сохраняют подобную эклектику от  пластинки к пластинке, только переставляя стили, словно фигуры на шахматной доске. «Для никого» — квинтэссенция подобного приема.
«Сине-голубой»  — вязкий и мрачный пост-рок с абсолютно истерическим вокалом и не самыми добрыми куплетами. «Я сейчас сойду с ума о недоприкосновения/ и прикоснусь к безумию своему»  И тут же неожиданные нежные клавиши, и истерики становится меньше. «Дождь идет сплошной стеной шипящими согласными», а когда Александра «уходит вверх», у нее появляются ноты а-ля Кейт Буш, и вдруг острый как нож саксофон. «Московское время» — синкопированный марш с лидирующим пианино. Но с фузованной гитарой. И пять же фирменный прием – переход от агрессивного вокала к почти шепоту и наоборот.
Заглавная вещь – хрупкая инструментальная баллада с почти «аукцыоновским» саксофоном. «Техника молодежи» — этакий вопящий фанк с пульсирующим басом.
Почему я назвал «Иллинойз» и особенно эту пластинку женским роком? Да все просто: красивая и талантливая женщина предельно откровенно поет песни собственного сочинения с текстами о нелегкой женской доле. Об измене, предательстве, страсти, любви, смерти (извините за банальность!), все это личным, иногда страшным, иногда по-детски наивным языком. А мужчины вроде при ней. Да и про харизматичную Ксению, великолепно владеющую инструментами, как забыть? Представители сильного пола так не играют.
Заключительная вещь симптоматично называется «Музыка меня слушает». Очередной медляк-исповедь, и увы, тоже не самый веселый. Зато как радует гитарное тремоло! Да, есть еще скрытый трек, вполне интересный. Но абсолютно в стилистике квинтета. И почему он скрытый? Дань моде? Впрочем, это дело музыкантов. А название…
Как это для никого?