Когда джаз был крутой альтернативой, фанатов порядка и традиций больше всего злил саксофон – и видом, и звуком. Поэтому бытовали лозунги, требовавшие разогнуть непокорный инструмент, а право на музыку приходилось доказывать. Участники нашего обзора с такими опасностями не сталкиваются, но подтверждать, что их саксофоны загнуты правильно, им всё равно приходится.
Igor Butman & Friends (Butman Music, 2014)
Музыкальная и издательская сенсация, которую не очень-то заметили. Альбом «Igor Butman & Friends» был записан в 2002 году в Нью-Йорке при активном участии звёздных джазменов, но пролежал в архиве до нашего времени. Основа происходящего – квартет Игоря Бутмана в составе: пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов, барабанщики Эдуард Зизак и Олег Бутман. Музыканты квартета заметны даже на фоне знаменитостей, а играют с ними саксофонисты Майкл Бреккер и Билл Эванс, трубачи Алекс Сипягин и Виталий Головнев, вокалисты Кевин Махогани и Карла Кук, гитарист Адам Роджерс и контрабасист Эдди Гомез. Жаль лишь, что на конверте альбома участники записи перечислены одним списком, кто-где играет приходится догадываться.
Начало альбома – «Caravan», c вокалом в финале, звучит необычно и как-то пушисто, красиво. Далее идёт россыпь прекрасных тем, в том числе «Black Orpheus», «One Note Samba», «Body and Soul», «Someday My Prince Will Come», звучит музыка Жобима и Бонфа, Милта Джексона и Джо Завинула. Стиль – мейнстрим, соединяющий элементы пост-бопа и соул-джаза. Иногда получается откровенно красиво, иногда эстрадно и романтично – на грани смуф-джаза. У альбома настроение позитивного отношения к происходящему и буржуазного качества – под такую музыку нельзя быть в несвежей рубашке. «Igor Butman & Friends», несмотря на непафосную обложку, словно создан для приёмов и бесед, а вот для спорта лучше подобрать что-то более резвое и рваное. Остаётся один вопрос – а куда же это смотрит Бутман на обложке?
М Артель «Озорные Панкушки» (ArtBeat Music, 2015)
Название обещает страхи и деструкции, но панка дождаться не удалось. Музыканты играют ностальгический арт-фьюжн, со звучными риффами, красивыми м чуть ленивыми соло саксофона. Это может показаться панком только любителю брит-попа или попса, тем более, что запись охотно доходит до эстрадного рок-н-ролла, который лёгким движением аранжировки превращается в резвую импровизацию. Стилистическая раскованность группы вообще много выше и среднего уровня, и всех похвал.
Альбом записан живьём на концерте в Клубе Алексея Козлова 19 февраля 2015 года. Чтение названий пьес доставляет особое удовольствие и чистую радость: от «Хаку. Смерть фашистским оккупантам» с риффом, обыгрывающим знаменитую тему Шостаковича, через «Алеманда. Печалька» до «Жига. Про похмелье». Насторение альбома, таким образом, передано полностью – это шутка, но очень качественно исполненная. Автор почти всей музыки саксофонист Михаил Леванов в неторопливо шествующей композиции «Сарабанда. Похороны окурка» выступил соавтором Иоганна-Себастьяна Баха, который, помнится, в одном старом фильме убеждал, гляда с портрета, излишне серьёзных «современных» музыкантов в собственной продвинутости и склонности к юмору.
Serge Golovnya Quintet «Touching The Sky», (Butman Music, 2015)
Альбом «Касаясь неба» квинтета саксофониста Сергея Головни «SG5» оставляет ощущение уверенности и внутренней силы. «Должно быть так!» – словно говорят музыканты и «так» поступают. Наравление движения, развития пластинки – от мастерства солистов к современому, мастеровитому и позитивному джазу. На контрасте звучит рваная и берущая за душу импрессионистичная баллада «Ожидание».
Бэнд – Виталий Головнёв (труба), Иван Фармаковский (фортепиано), Макар Новиков (бас), Игнат Кравцов (барабаны). Трек-лист – авторские произведения Головни, Головнёва и Фармаковского. Соло ритм-секции – особая ценность, это не искусственно вставленные фрагменты, а сосредоточенные выплески творческой энергии. Периодически Головня берёт в руки флейту – получается оригинально и придаёт разнообразие отстраненной «прогулочной» романтичности альбома. «Касаясь неба» – на редкость уравновешенная пластинка, на ней все так, как должнО и как нужно.Открытый и убедительный мейнстрим, позитивный и активный – и по энергетики, и по динамике.
Антон Чекуров «Extraordinary» (Butman Music, 2016)
Неординарный вариант начала карьеры – материал дебютного альбома московского альт-саксофониста полностью написан самим музыкантом. Несмотря на солидный состав групы – Алексей Подымкин (фортепиано), Юрий Галкин (контрабас), Джэйсон Палмер (труба), Антон Кузнецов (барабаны) – такое доверие вызывает уважение.
Впрочем, тут нет ничего случайного. У Чекурова классическое образование, которое он умело и осознанно использует, что оказывается плюсом, умноженным на плюс. Альбом избегает банальности и заорганизованности, демонстрирует точное ощущение формы, музыка эмоциональна и стилиcтически ровна. Но эта саксофонная вселенная живёт без хитовых мелодий, что возвращает нас в начало текста. Иногда кажется, автору хочется быстрее высказать накопившееся, а это концептуальности фонограмме не добавляет. Музыка получается уверенная и качественная, но интересная более джазменам и джазфанам, а не досужей публике.
Comments are closed